Читали ли Вы «святых отцов» ? Если да, то каких? (в первую очередь, речь идёт о патристике)



Автор Иван Бителёв задал вопрос в разделе Религия, Вера

Читали ли Вы «святых отцов» ? Если да, то каких? (в первую очередь, речь идёт о патристике) и получил лучший ответ

Ответ от Евгений Холодов[гуру]
Я патристикой занимаюсь профессионально, думаю, что дух писаний Св. Отцов не протеворечит духу С. П. , ведь они - суть толкователи священных речений, опытные менялы, продавшие все и купившие то поле, где сохранено сокровище Духа. И посему сии богомудрые и обожествленные по благодати Всесвятого Духа, соработники Господа и верные рабы Христа Спасителя и сыны Божии во Христе и Духе, уловили тонкие моменты священных речений точно. Ибо они не теоретики лишь только и не вышколярные учители и экзегеты, но живущие в Духе и Истине, опытные в брани духовной мужи и жены (кстати великое впечатление произвело чтение писаний и наставлений великой Синклитикии и житие Марии Египетской) , коим вечная слава со Христом у Бога Отца в Небесном Его Царстве, во веки веков.
Из прочитанных мною отцов, я бы порекомендовал, в порядке возрастания и опыта при вычитке отеческих писаний.
Мирянам:
Ефрем Сирин - его этические писания и толкования на Ветхий и Новый Завет;
Василий Великий - этические писания: слова, проповеди;
Исидор Пелусиот - его письма;
Августина Исповедь;
Мужи Апостольские: Игнатий Богоносец, Поликарп, Пастырь Ерма;
Иустина Философа писания;
Макария Великого - аскетикон;
Димитрия Ростовского - Жития святых.
Кирилла Иерусалимского - катехизис.
Интеллектуалам и имеющим желание заниматься богословием:
Климента Александрийского труды - обязательно;
Оригена - но с великой осторожность;
каппадокийцев - обязательно;
Кирилла Александрийского - толкования и догматические произведения (на руксский переведено многое, но далеко не все)
Златоуста и Феодорита;
Анастасия Синаита;
Максима Исповедника - обязательно, ведь это акмэ патристики;
Псевдо-Дионисия и его комментаторов (Максима, Иоанна Скифопольского и поздневизантийских) ;
Конечно же - Дамаскина догматику и философские главы;
Иринея Лионского крупнейшего ересиолога и антигностика;
Епифания Кипрского - Панарион, Анкорат и др. антиеретические труды;
Так же полезно поздневизантийские творения:
Филофея Кокина; Феолипта Филадельфийского, Феофана Никейского, Григория Паламы, Николая Кавасилы, Евфимия Зигавина "Догматическое всеоружие" - только на греч.
Из западных:
конечно Августин, Иероним, Амвросий, а из схоластов: Фама и Николай Кузанец.
Для практикующих аскетическую жизнь:
Труды Иоанна Синайского, Дорофея Газского, Варсонуфий и Иоанн - вопросоответы; Макария - аскетикон; Патерики; Евагрий Понтийский и проч.

Ответ от Илия Фесвитянин[гуру]
Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Апостольские мужи и апологеты:
Варнава Апостол • Климент Римский • Игнатий Антиохийский • Поликарп Смирнский • Папий Иерапольский • Ириней Лионский • Иустин Философ • Татиан • Пастырь Ерма • Дидахе • Климент Александрийский
Греческая патристика:
Ориген †ок. 254 • Евсевий Памфил (Кесарийский) †ок. 340 • Антоний Великий (Египетский) †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий (Александрийский) †373 • Василий Великий (Кесарийский) †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов (Назианзин) †389 • Макарий Великий †391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Феодор Мопсуестийский †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Максим Исповедник †662 • Иоанн Дамаскин †753
Латинская патристика:
Тертуллиан †ок. 225 • Киприан †258 • Иларий †367 • Амвросий †397 •
Иероним †420 • Августин †430 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636
В православии к Отцам Церкви иногда причисляют и деятелей Средних веков, как, например, патриарха Фотия и Григория Паламу.
“Ибо богословие является поистине горой высокой, крутой, и обрывистой, и неприступной, подножия которой едва достигает большинство людей” (святитель Григорий Нисский) . Лишь Моисей восходит на гору Боговидения и становится Боговидцем.
Священное Писание, труды отцов написаны просвещенными Святым Духом и, следовательно, истолковываются и становятся понятны только при Его озарении. Тот, кто имеет разум отцов, в ком действует Святой Дух, читая какой бы то ни было труд какого бы то ни было отца, Святым Духом определит исихаста, постника, друга Господня. Святые узнаются только святыми, ибо ведут сходную жизнь, обладают общим опытом, одинаковым способом выражения. В словах, которые ими используются, и иногда в способе выражения улавливается благодать, преизбыточествующая во святом отце. Так, если человек, имеющий опыт видения Бога, прочитает молитвы святителя Василия Великого, содержащиеся в названной по его имени Божественной литургии, он поймет, что святой видел Нетварный Свет, хотя и не говорил об этом непосредственно.
Все богословие Православной Восточной Церкви является мистическим и вся духовная жизнь — аскетической. Следовательно, все святые отцы имеют одни мысли, одно житие, одно учение. Все обрели блаженное состояние боговедения, все “облеклись во Христа” и во всех них живет и действует Святой Дух. Жизнь во Христе, жизнь во Святом Духе и жизнь в Церкви. Поистине Церковь — место православного богословия и богословие — голос Церкви. Все отцы обладали одними и теми же чертами. Для них характерно было православное богословие, церковное сознание и священническое и монашеское служение.

Ответ от Kattia[гуру]
Не читала. Но при случае и не отказалась бы и почитать.

Ответ от Александр Адоменас[гуру]
Читал
Иоанна Златоуста
Оригена
Псевдо Дионисия
Григория Богослова
Григория Паламу
Авву Дорофея
Иоанна Дамаскина
Это сходу - читал больше
У всех разве что у Оригента труды соответствуют и толкуют слова Писания,

Ответ от FLANA[эксперт]
Читаю и перечитываю Авву Дорофея и Антония Сурожского. Супер. А вот Иоанна Кронштадского не могу, суровый дюже для меня, а может я не то читала. И Феофан Затворник тяжело воспринимается, видать, не доросла

Ответ от Просто Странник[гуру]
бывают несущественные расхождения например у cвт. Игнатия и Феофана Затворника о ангелах но не существенные, но в основе поражает то что независимо от времени от манеры письма от стиля ОТЦЫ ЕДИНОДУШНЫ, что только подтверждает их ЕДИНСТВО - более всего "люблю" Златоуста, Брянчининова - да все прекрасны и дополняют друг друга

Ответ от самадхи[гуру]
Вот Силуана Афонского
почему тотлько в аудио нашлось
Григоий Палама
очень рекомендю, из совсм новых Антония Сурожского
ссылка
Невидимая Брань
Вообще читат трудно, это труд, но здорово проясняет и дисиплинирут мышление

Ответ от Друг Жизни[активный]
Мне знакома великая и сокровенная фраза Афанасия великого (ок. 298-373), александрийского епископа. "Бог стал человеком, что бы человек стал- богом по жизни и в природе, но не в божестве".Это самое большое откровение и для нынешних христиан.

Ответ от Ѐауф[гуру]
Немногих. Иоанна Лествичника, Авву Дорофея, Иоанна Кронштадтского. Отрывочно маленькими кусками ещё некоторых.
К сожалению, не могу себя заставить читать понемножку, а читать урывками да таких авторов.. .
Впечатления простые, как при соприкосновением с мудростью.

Ответ от Ирина***@[гуру]
Пока не читала. Но обязательно буду читать. Батюшка в церкви очень советовал.

Ответ от Ёжика[гуру]
я не читала, рассказать впечатления не могу, к сожалению

Ответ от Олег@тор[гуру]
Читал, но недочитал Феофана Затворника "Наставления в духовной жизни". Тяжело. Наверно потому, что пока не вмещается в меня. Противоречат ли? У Игнатия Бренчанинова есть мысль, что приводить детей к Богу нету пользы. Надо чтобы вырасли и сами определились. Это я считаю противоречит Евангелию, ведь Иисус говорил: "..приводите детей ко Мне.. ".

Ответ от Золушка & Тап[гуру]
Читала Паисия Святогорца, Оптинских старцев поучения, Феофан затворник, Иоан Кронштадский. Никаких противоречий нет.

Ответ от Ольга[гуру]
Нет, пока не читала.

Ответ от Lya-Lya[гуру]
Нет, не читала.... думаю не доросла духовно до таких трудов.

 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*