Автор Огненный Феникс задал вопрос в разделе Литература
Почему именно Иван Бездомный переживает духовную эволюцию в романе 'Мастер и Маргарита'? и получил лучший ответ
Ответ от Zabriskie point[гуру]
потому что он встречается и разговаривает с мастером, попавшим в психбольницу по той же причине что и бездомный - из-за понтия пилата. А на него уже свалилась смерть Берлиоза, который учил его мыслям о том что Бога и Дьявола нет, тот же в свою очередь разделял его точку зрения, соглашался. А тут бац- берлиоз погибает, Бездомный своими глазами видит некого Воланда, который видел понтия, Иешуа, Канта, напророчил Берлиозу скоропостижный конец.... мыслит поймать шпиона, понимает, что творится чертовщина, попадает в психушку с расстройством. . там уже разговор с мастером, переоценка ценностей. Бездомный обещает больше не писать стихов, признается что они ужасны, решается продолжать дело мастера. Иванушка Бездомный- фамилия подсказывает, что человек не то не се, вообще плохой псевдоним для поэта. Он простодушный, внемлет речам Бериоза. Разговор с мастером наставляет его на истинный путь
Я бы не назвал это прямо уж духовной эволюцией.
Просто пересмотр своих жизненных ориентиров.
Перелом наступает после встречи с Воландом и смерти Берлиоза.
Видимо, Бездомный проецирует смерть Берлиоза на себя,
типа что он тоже мог бы умереть, эти мысли заставляют его более
критически рассмотреть свои достижения и ценность прожитого.
Именно из-за обесценивания бывших жизненных приоритетов
и наступает временное помешательство.
Мне кажется, что просто Бездомного Булгаков сделал духовно способным к такому перерождению, он чист и наивен и потому события, описанные в романе оставляют такой след в его душе, заставляют задуматься и понять..
В судьбе поэта Ивана Бездомного (в конце романа-профессора Института истории и философии Понырева) Булгаков как бы дал ответ на предположение видного мыслителя и гениального лингвиста, князя Н. С.
Трубецкого, который в 1925 году, в статье "Мы и другие" высказал надежду, что большевизм, сняв маску с Сатаны, и, показав его истинное лицо, приведет народ к богу. Одновременно большевизм, перепахав русскую целину, поднимет нижние ее слои и создаст новую культуру и нового человека. Булгаков скептически отнесся к этой идее. Его Бездомный (Понырев)
в конце романа в бога не верит вообще, а в Сатану-один раз в год, в ночь ве-
сенного полнолуния. Это если кратко. Более подробно читайте Булгаковские энциклопедии.
есть мнение, что вся история МиМ произошла только для Иванушки Бездомного. Посмотрите, ведь все персонажи кроме него к концу романа остались как были, только он изменился. И еще. Зная, насколько Булгаков любит тайнопись и преревертыши, думаю, что судьбу обратную судьбе Ивана Николаевича представляет собой судьба Николая Ивановича (борова) , который тоже вступил в контакт с таинственным, но ничего не извлек из этого, только теперь вздыхает - см эпилог
А почему только Иван Бездомный?
Там всем "досталось". Каждому по способностям и каждому по заслугам.
Карма, панимаш.. . )))
я писала на эту тему огромное сочинение, но уже половину не помню, экзамены все ж прошли))