Автор Milena задал вопрос в разделе Другое
почему пьесса "Ревизор" заканчивается немой сценой? и получил лучший ответ
Ответ от Людмила Привалова[гуру]
Недоговоренность “немой сцены” (ведь настоящий ревизор в пьесе так и не появился) оставляла простор для различных толкований. Сам Гоголь позднее писал, что в финале выразился страх “неверных” исполнителей закона перед маячащей впереди царской расправой, торжеством справедливости. Намекал автор и на иное, высшее значение сцены: прибытие настоящего ревизора символизирует божественный суд над людскими пороками и заблуждениями. Высказывались и другие точки зрения: например, в первые послереволюционные годы финал пьесы толковался как предощущение катастрофы всей самодержавно-крепостнической системы, как грядущая революционная буря.. . Подобная множественность значений — свойство многих замечательных произведений искусства. Благодаря емкости художественного образа они всегда открывают в себе что-то новое. Конечно, некоторые из этих трактовок (вроде объяснения финала как будущей революции) очень далеки от реальных взглядов Н. В. Гоголя начала 30-х годов. Но в какой-то мере они предопределены самой особенностью коме
дии.
Показывая, что современная жизнь приводит людей на грань кризиса, Гоголь намеренно отказывался от уточняющих определений. В чем состоит этот кризис и каковы будут его последствия, например, “исправятся” ли герои, восторжествует ли справедливость в результате действий “настоящего” ревизора, — все эти вопросы оставлены Гоголем без ответа. В последней сцене все внимание сосредоточено только на эффекте ужаса, кризиса. Все тревоги и страхи с прибытием нового ревизора вдруг сконденсировались и *м бы откристаллизовались в застывших позах. Возникает гоголевский гротесковый образ: то же чувство страха, которое двигало персонажами, заставило их окаменеть навсегда (Гоголь специально оговаривал необычную — почти символическую — длительность финальной сцены) .
Есть у “немой сцены” и еще одно значение. Говоря о воздействии театра на зрителей, Гоголь писал: “Нет выше того по-трясенья, которое производит на человека совершенно согласованное согласье всех частей между собою, которое доселе мог только слышать он в одном музыкальном оркестре... ”
Эта согласованность пьесы получает в ее финале как бы пластическое выражение и ведет к согласованности зрительного зала, к его всеобщему потрясению. Гоголь возвещал о приходе чудодейственного ревизора, но обращался-то он к реальным людям, своим современникам. От их всеобщих усилий ожидал он победы над злом и неправдой.
Говоря о значении великих произведений искусства, в которых многие еще видят “пустяки, побасенки”, Гоголь писал: “Побасенки!. . А вот стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека.. . Побасенки.. . Но мир задремал бы без таких побасенок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души... ”
Вероятно, это — лучшая автохарактеристика великой комедии “Ревизор”.
так Гоголь захотел
Ну если ты дочитала до конца или по крайней мере досмотрела полностью фильм, становится понятно что приезд настоящего ревизора - это грубо говоря полный кирдык. Вот тебе и немая сцена.
В чём суть эпиграфа к комедии "Ревизор"?
Я думаю, что, когда автор подбирает эпиграф к своему произведению, он проделывает очень кропотливую
подробнее...
анализ немой сцены в ревизоре
Финал пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так
подробнее...