Автор ЂруMaN задал вопрос в разделе Литература
Литературный вопрос... и получил лучший ответ
Ответ от Dinka[гуру]
Если коротко, почвенничество - течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками.
Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой» ) на религиозно-этической основе. Термин «Почвенничество» возник на основе публицистики Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве» , к народным, национальным началам. Почвенничество восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» , существовавшей в 1850-56, и идейно было родственным славянофилам (в том числе их нравственной ориентации на русское крестьянство) ; представители этого направления признавали положительные начала и в западничестве. Почвеничество выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру» , они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы.
В 70-е гг. черты П. проявились в философском соч. Н. Я. Данилевского и «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.
Представители XIX века
* Братья Достоевский Ф. М. , Достоевский М. М.
* Григорьев А. А.
* Страхов Н. Н. и др.
Представители ХХ века
* Белов Василий
* Иванов Анатолий
* Валентин Распутин
Dinka
(54338)
да на здоровье! лишь бы пригодилось) Обращайтесь, если что...
Линию философии славянофилов в 6О-7О-е годы продолжили "почвенники", виднейшим представителем которых был Ф. М. Достоевский (1821-1881). В своей "системе истинной философии" он построил свою концепцию истории, согласно которой история делится на стадию патриархальную, стадию цивилизации и, наконец, христианскую как синтез первых двух стадий. Отстаивая идею бессмертия души и путь самосовершенствования человека, Ф. М. Достоевский решительно выступал против социализма как порождения католицизма и атеизма.
Почвенничество – особый тип сознания и идеологическое направление, возникающее как ответ на противоречия так называемой догоняющей модернизации и проявляющее себя в политической и религиозной мысли, философии, литературе и других сферах духовной жизни. Появление почвенничества как идеологии вызвано специфическими условиями массированного заимствования зарубежного образа жизни, когда некоторые наиболее продвинувшиеся по пути модернизации социальные слои адаптируются к «чужим» культурам и перестают жить одной жизнью с собственным народом. Часть интеллектуалов, переживающая взаимное отчуждение «образованного общества» и народные массы как трагедию, выдвигает в противовес этому идею восстановления духовной связи с основным массивом национального бытия, концептуально оформляемую в философской метафоре «почва» («народная почва») . Соединение с «почвой» мыслится как обретение твердой опоры и вместе с тем «корней» , дающих необходимые для роста и развития «живительные соки» . В самом общем смысле наличие или отсутствие «почвы» становится критерием отделения подлинного бытия от неподлинного — неустойчивого, хрупкого, лишенного внутренней силы и смысла.
Характерной чертой почвенничества, вытекающей из его основных концептуальных посылок, является ценностное противопоставление «органических» и механических (неорганических искусственных) форм бытия. Такая постановка вопроса связана с консервативными установками в социальной философии и политике. Вместе с тем, рассматривая почвенничество как одно из ведущих направлений русского консерватизма, следует помнить, что оно не чуждо социально-исторической самокритике. Почвенничество никогда не стремилось «подморозить» процессы развития, а тем более повернуть историю вспять. Не характерны для него и мотивы самоизоляции, идеализация «своего» в ущерб «чужому» . Почвеничество стремится выработать такую формулу развития, которая исключила бы болезненные разрывы социальной ткани, сблизила ритмы развития различных сегментов общества и в конечном счете позволила найти диалектическое равновесие между традицией и обновлением. Для почвенничества возникновение и утверждение нового — не механическая ломка сложившихся ценностей, а «прорастание» и «вызревание» , постепенно изменяющие формы жизни естественным, органическим путем. Субъектом развития, с точки зрения почвенничества, является не какой-то отдельный «продвинутый» социальный слой, а нация в целом, трактуемая как особого рода организм. Именно поэтому сохранение духовных устоев нации, ее идентичности в потоке изменений представляется важнейшей теоретической и практической задачей, которую оно призвано решать.
В истории русской общественной мысли следует различать почвенничество в изначальном (узком) и в широком смысле слова (почвенничество как идеологическая конструкция, периодически воспроизводимая в определенных социтально-исторических условиях) .
В узком смысле почвенничество — литературно-философское и общественное течение 1860—70-х гг. , противостоявшее революционно-демократическому направлению Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Его формирование восходит к деятельности т. н. молодой редакции журнала «Москвитянин» (1850—56), в систематической форме его принципы сформулированы на страницах журналов «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864— 65), издававшихся братьями М. М. и Ф. М. Достоевскими. «Мы сознали, — писал Ф. М. Достоевский, — необходимость соединения с нашей родной почвой, с народным началом; наша задача — создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал» . Идеологема «почвы» у Достоевского насыщена смысложизненным содержанием и тесно связана со сферой религиозных представлений. Обретение почвы в этом плане есть одновременно прикосновение к подлинному смыслу православия и православной святости, бережно сохраняемому в простом пароде. К данному кругу представлений примыкали и другие общественные деятели и публицисты, группировавшиеся вокруг «Времени»
Зачем Достоевскому такой персонаж как Разумихин ( в "Преступлении и наказании")?
Любой второстепенный персонаж знаменитого романа Ф. М. Достоевского - идеологический союзник или
подробнее...
полемика славянофилов и западников?
В XIX столетие Россия вошла с твердым намерением продолжить социальные, политические и культурные
подробнее...