Автор Лилёчек задал вопрос в разделе Прочие искусства
В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа"? и получил лучший ответ
Ответ от N - art ™[гуру]
В свое время немецкий философ -- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775-1854) назвал мир, в котором мы живем, "ВТОРОЙ ПРИРОДОЙ".
Речь шла о том -- что современный человек отнюдь не Робинзон и живет он не в первозданной природе.
"Над первой природой, --пишет Шеллинг в своей работе "Система
трансцендентального идеализма", --должна быть как бы воздвигнута ВТОРАЯ, и
высшая, в которой господствует закон ПРИРОДЫ, но совсем иной, чем в зримой
ПРИРОДЕ, а именно закон, необходимый для свободы".
Следует уточнить, что Шеллинг -- имел в виду прежде всего правовые законы, которые действуют в мире культуры как среде обитания человека.
Тем не менее, "ВТОРАЯ ПриродА", по убеждению идеалиста Шеллинга, в силу
своей законосообразности внутренне связана с - "первой природой".
И это позволило в дальнейшем придать мысли Шеллинга о культуре как "второй природе" дополнительный новый смысл.
В наши дни понятие "вторая природа" широко используется в социальной НАУКЕ и позволяет видеть в культуре результат преобразующией деятельности человека.
МИР, в котором живут люди, есть окультуренная человеком ПРИРОДА, и эта
среда обитания радикально отличается от тех условий, которые естественны для
"братьев наших меньших".
Действительно, растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, приспосабливая себя, свое тело к новым условиям.
И только человек, изменив тем самым тип ЭВОЛЮЦИИ живого, стал преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам.
В результате на Земле появилось нечто, подобное "ВТОРОЙ природе", в которой,
по верному замечанию Шеллинга, тоже действуют законы, только иначе, чем в "первой" природе.
В окружающем нас МИРе есть множество предметов, которые, принадлежат культуре. Именно о них шла речь до сих пор.
Это книги и произведения искусства, здания и технические устройства.
Но сложнее с растениями и животными, которые находятся рядом с нами.
Еще сложнее с самим человеком, поведение которого иногда подобно
поведению животного.
Где тут граница между культурой и натурой ?
И каким образом ее следует проводить ?
Люди КУЛЬТИвируют растения и животных с различными целями. Ведь даже породы
собак различаются тем, что у одних человек развивает качества, необходимые для охоты,
у других - для охраны, а третьих использует для развлечения как декоративные породы.
При этом окультуренное растение или животное требует постоянной заботы со стороны человека.
На примере заброшенных садов и беспризорных животных мы видим, что их быстро побеждают и вытесняют представители дикой природы.
Но и так называемые "сорняки" и "вредители" испытывают воздействие человека.
Их свойства человек меняет не прямо, а косвенно в борьбе с ними при помощи химикатов, ловушек и многого другого.
Мир культуры мы должны включить не только то, что прямо или косвенно преобразуется человеком, а и то, что каким-либо способом вовлекается в поле
его деятельности и интересов.
Еще в древности мореходы прокладывали путь, ориентируясь по звездам. Положением звезд и Солнца интересовались египетские жрецы.
А это значит, что уже на ранней ступени цивилизации "звездное небо над нами" было вовлечено в круг человеческих интересов.
Затем появились телескопы, что вызвало прорыв в астрономических исследованиях.
И только в 20 в. человечество стало практически осваивать космическое пространство
с помощью различных летательных аппаратов.
Границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и использует особенности этих уровней
бытия для создания технических устройств.
Граница между МИРом культуры и ПРИРОДЫ не только подвижна, и двойственна.
Одно дело - природное пространство, освоенное практической деятельностью человека,
и другое дело - мир, освоенный и охваченный человеческой мыслью.
Источник: знания + ido.rudn. *ru/ffec/cult/cu1-2.html - набирать без пробелов и звёздочек.)
вторая природа - это культура, это то, что создано человеком, его рукотворная среда существования
какая принципиальная разница между свободой и волей?
С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими
подробнее...