Портретный очерк о шаляпине
Автор Евгения люлина задал вопрос в разделе Домашние задания
помогите написать портретный очерк шаляпина!)) и получил лучший ответ
Ответ от Zima[гуру]
О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали и пишут чаще. Хотя портреты Шаляпина были и ранее и таких мастеров, как Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин.
Почти единодушно мнение критики о том, что портрет этот лучший среди всех портретов написанных Борисом Михайловичем Кустодиевым. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.
Что мы видим на портрете? Яркий, лубочный пейзаж, - это ярмарка. И на этом фоне стоит подавляющая своей мощью фигура Шаляпина. На нем шуба, подбитая бобровым мехом и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Он весь в движении: он только что поднялся сюда: шуба его распахнута, разноцветный вязаный шарф развивается по ветру. У ног его любимый бульдог Ройка.
Мы видим человека, в широта, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались с огромной полнотой. Вероятно, нигде размышления Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в этом портрете.
Шаляпин оглядывается. Что он видит? Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом- русский город. На просторной заснеженной площади кипит веселый праздник широкой масленицы. Он видит березы там невыразимо высокие, возвышенные парящие над землей в белом инее, как фонтаны из снега, повсюду толпы людей, которые радуются ярмарке.
В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство множеством фигур, предметов, движущихся линий переливающихся красок.
Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто, и две девочки. Эти фигуры писались с Исая Григорьевича Дворщина -секретаря и друга Шаляпина- и дочерей певца- Марфы и Марины. Все трое замедляют шаги и с восхищением и любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое. За ними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока, и тоже удивленно воззрился на невиданного барина.
Несмотря на все сходство с жанром, и по идейным задачам и по системе исполнения портрет Шаляпина нельзя считать жанровой картиной. И не только потому, что, что в центре внимания художника находится конкретная человеческая личность, переданная с большим сходством, но, прежде всего потому, что художник дает своеобразно острую и яркую характеристику своей модели, идущую от определенных черт шаляпинского гения. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Человек передается как носитель определенных идей, а мир за его спиной как дополнительный компонент в раскрытии этих идей.
Он показал неразрывную связь артиста с народом: в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии.
В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы... Пестрый астраханский мир. Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. Когда принесли показать театральные марионетки, играл с куклами, как ребенок. Страна детства была родной и Шаляпину. Тому ничего не стоило, например, придя в гости, встать на четвереньки и медведем зарычать на перепуганную собаку... Артист приходил к Кустодиеву, они вспоминали Волгу, которую любили трепетно и на которой выросли, певали волжские песни.
Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения — все это соединил в себе портрет.
Борис Михайлович Кустодиев создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. шаляпин так же восхищался творчеством художника.
Фёдор Иванович Шаляпин] - российский певец (бас), народный артист России. Он родился в Казани, здесь же он провел детство. Отец его был канцелярским служащим. Обладая редким басом, Шаляпин стал оперным певцом. Много выступал в Мариинском театре. Уникальный бас, который сейчас можно услышать в записях, его неподражаемый ар тистизм дали слушателям возможность заново про чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как "Очи чёрные", "Дубинушка", "Вдоль по питерской".
Кустодиев изобразил Шаляпина на фоне ярмарки. Певец вышел на прогулку осмотреться, так как это был новый город.
Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. мизинец его оттопырен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.. На ногах — модная блестя щая замшевая обувь. Ходить в ней по снегу трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи.
Задний план картины заметно отличается от фигуры Шаляпина. Ярмарочное действие изображено яркими красками. А вот сам Шаляпин одет в темную одежду. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Рядом с постером "Шаляпин" стоят люди, они остановились посмотреть на своего кумира но не смеют подходить.
Это один из наиболее удачных портретов артиста в России.
где можно найти? ? Сочинение. Портретный очерк Ф. И Шаляпин
О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали и пишут чаще. Почти единодушно мнение
подробнее...