прекрасная дама незнакомка кармен это образы поэзии



Автор Илья задал вопрос в разделе Литература

Храмовые образы в цикле «Стихов о Прекрасной Даме» А. А. Блока? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Церковь у Блока как правило это не тайна общения с Богом, а душевно-психологическое состояние таинственности, жаркого и напряженного ожидания какой-то близкой встречи с другом, с женщиной, с Прекрасной Дамой или Незнакомкой.
Там в полусумраке собора,
В лампадном свете образа.
Живая ночь заглянет скоро
В твои бессонные глаза.. .
Глубокий жар случайной встречи
Дохнул с церковной высоты
На эти дремлющие свечи,
На образа и на цветы.
Храм (в некотором смысле так же, как и ресторан в "Незнакомке") для лирического героя Блока есть место встречи с Прекрасной Дамой. Но если в ресторане в качестве романтического антуража по контрасту выступают вино, пьяные крики, "тлетворный дух" весны, бессмысленный диск луны, шелка, вуаль и шляпа с перьями, то в церкви полусумрак, мягкий свет свечей и лампад перед иконами.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Лирический герой ждет в храме Прекрасную Даму и стоит, как можно понять, перед иконой Пресвятой Богородицы, освещенной красными лампадами. Он любуется "озаренной" иконой, "ласковыми" свечами, "отрадными" чертами Богородицы, называет Ее Святой, но все же иконописное изображение-только образ той (у поэта это местоимение написано с заглавной буквы) , которую он с дрожью ждет в храме, о которой ему говорили "улыбки, сказки и сны".
Его отношение к иконе Богородицы не молитвенное, а эстетическое, романтическое, психологическое. Он верит, что ожидаемая Дама будет не как Богородица, а самой Богородицей, Ее новым воплощением ("Милая - Ты").
У поэта силой искусства происходит как бы подмена: он ждет женщину, которая не просто похожа, но тождественна Той, которая изображена на иконе. Так Пресвятая Дева вольно или невольно становится у поэта в один ряд с Прекрасной Дамой, Незнакомкой, Кармен, Фаиной и др.
Иногда кажется, что поэт понимал неуместность налета мужской влюбленности в своем отношении к Божией Матери и Ее иконам. В одном стихотворении он называет себя поэтом божественной красы и именует свой восторг перед этой красотой нескромным, стихи - греховными, грехи-страстными. Он готов на коленях замаливать этот грех.
Но есть один вздыхатель тайный
Красы божественной - поэт.. .
Он видит Твой необычайный,
Немеркнущий, Мария, свет!
Он на коленях в нише темной
Замолит страстные грехи,
Замолит свой восторг нескромный,
Свои греховные стихи!
И Ты, чье сердце благосклонно,
Не гневайся и не дивись,
Что взглянет он порой влюбленно
В Твою ласкающую высь!
Конец стихотворения снимает все временное покаяние лирического героя. Он не может не смотреть на Нее влюбленно. Он чувствует себя не сыном, а избранником. Поэтому он с такой легкостью отождествляет свою Прекрасную Даму с Вечной Женой, поэтому он выражает такую уверенность, что Богородица сойдет к нему с иконы, с божницы в награду за его стихи, посвященные ей.

Ответ от Ирина[гуру]
Любил я в детстве сумрак в храме

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Храмовые образы в цикле «Стихов о Прекрасной Даме» А. А. Блока?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*