рахотеп и нофрет
Автор K-pop soul задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
Какие традиции египетской культуры воплотились в статуе царевича Рахопета и его супруги Нофрет?? и получил лучший ответ
Ответ от Vlad Ustelyomov[гуру]
Изображение супружеской четы Рахотепа и Нофрет отличается декоративностью. Соответственно принятой условной окраске женские фигуры тонировались розово-желтым цветом, мужские — темно-коричневым. По сравнению с густыми охристыми красками статуи Рахотепа цветовая гамма статуи Нофрет при всей ее красочности выглядит несколько приглушенной. Обе статуи портретны; индивидуальность лиц ярко выявлена. Инкрустированные кварцем серо-голубые глаза Рахотепа обрамлены темной оправой век. Взгляд устремлен вдаль.
Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Из гробницы Рахотепа в Медуме. IV династия. I половина IIIтыс. до н. э. Каир, Египетский музей. Фрагмент
Складки над переносицей придают лицу мимическую выразительность - сосредоточенно-напряженное внимание. Мягкий, округлый овал лица Нофрет типичен для портретов Древнего царства. Миндалевидный разрез глаз подчеркивается контурной обводкой век и изгибом рельефно выступающих бровей. В статуе Хемиуна индивидуально не только лицо с характерным жестко очерченным профилем, но и вся фигура полного человека с массивными Формами тела. Предельный лаконизм исполнения сближает этот памятник с группой гизехских голов. Сравнивая рассматриваемую статую с рельефными изображениями Хемиуна из его гробницы, можно видеть, что при всем их сходстве Рельефы не обладают столь ярко выраженной портретной индивидуальностью - черты лица в них в значительной мере обобщены.
Статуя зодчего Хемиуна
Статуя зодчего Хемиуна. Из гробницы Хемиуна в Саккара. IV династия. XXVII в. до н. э. Гильдесгейм. музей Пелицейса
Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Статуи резались либо целиком, либо по частям, причем отдельно исполненные руки с помощью шипов прикреплялись к торсу. Портретная характеристика образов выявлена столь же ярко. Лучшим образцом деревянной скульптуры может служить статуя Каапера, известная под названием «Сельского старосты» . Выразительно лицо с живыми инкрустированными глазами. По сравнению с памятниками официальной скульптуры статуи частных лиц несоизмеримо конкретнее, жизненнее и индивидуал ьнее В гробницах знати в большом количестве были обнаружены статуэтки, изображающие людей за работой: горшечников за изготовлением сосудов, женщин, месящих тесто или растирающих зерно. Мастер придавал им естественные, живые позы, вызванные тем или иным действием, избегая, однако случайных и неустойчивых положений фигур. Близкие параллели таким статуарным композициям можно найти в рельефах из гробниц, в сценах с ритуальным изображением хозяйственных Работ.
Источник: Искусство Древнего Египта