Автор Екатерина Черкасова задал вопрос в разделе Другое
Что означает принцип наглядности в дидактике? и получил лучший ответ
Ответ от Joker joker[гуру]
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в памяти. Дидактика изучает наиболее общие виды наглядности.
Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т. е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.) , графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.) .
Словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи) .
Практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения и т. п. .
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр. ) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.
Способы сочетания слова и наглядности:
* при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
* при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.
Закон Божий это Библия ?
Есть Книга "Закон Божий", которая в почете у православных вместо Библии. Она (книга) не от Бога.
подробнее...
Как понимать "принцип недеяния" в китайской философии?
Принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий (недеяния). Термин китайской
подробнее...
Понятие слова "познание"
ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П. , направленное на самого познающего
подробнее...
Что характерно для ранней лирики А. Ахматовой??
Особенностью любовной лирики Ахматовой было то, что центральной темой стихов становятся переживания
подробнее...
религия, ее роль в жизни современного общества.
Можно много говорить и спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно
подробнее...
рыба с чесноком сочетается?
У Похлебкина есть где - то заявление - за дословность не поручусь, но смысл точно помню - что
подробнее...
автор букваря,монах Чудова монастыря
Карион Истомин (кон. 40-х гг. 17 в. , Курск, - не ранее 1718, Москва) , один из первых моск,
подробнее...
В чём разница между распределением и обменом?
Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
Экономическая жизнь общества
подробнее...
Что такое Слово Божье?
Hristos- slovo Bozhje!
V Biblii ob etom skazano, "slovo stalo plotiju....
Роман
подробнее...
Чем отличается ЖК от Плазмы?
Плазменные телевизоры ничем не уступают ЖК-устройствам сопоставимого размера. "Плазма" показывает
подробнее...
Как и почему возникло деление мира на Запад и Восток?
Деление мира на Восток и Запад условно и меньше всего имеет собственно географическое значение. Это
подробнее...
Сантехнический вопрос... точнее отопительный... Для знающих... :))
Я тут наверно единственный дипломированный теплотехник?
Красивый, редкий вопрос. спасибо !
подробнее...
кто-нибудь обьясните мне суть геометрию лобачевского!
Свою геометрию Лобачевский называл "воображаемая". Она, действительно воображаемая, умозрительная.
подробнее...
почему вокруг проводника с постоянным током возникает магнитное поле? принцип, механизм этого явления меня интересует?
.
В специальной теории относительности есть такой эффект, как сокращение длины тела, если
подробнее...