Автор &Катя& задал вопрос в разделе Школы
Основные проблемы экономического развития ссср к середине 1980 и получил лучший ответ
Ответ от БеЛаЯ[новичек]
Проблемы в экономической области:
· тенденция к замедлению роста основных показателей развития народного хозяйства;
· отставание в научно-техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических стран;
· неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства;
· инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос.
Меры:
апрель 1985 г. — доклад М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. и провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития» ;
июнь 1987 г. — принятие на Пленуме ЦК КПСС экономической реформы;
1990 г. — концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».
Июньский 1987 г. пленум ЦК КПСС принял решение о проведении экономической реформы. В целом ее идеология уходила корнями в косыгинскую реформу 1965 г. , но носила более радикальный характер. Главной целью преобразований провозглашался переход от административно-командных методов хозяйственного руководства к экономическим, к режиму регулируемого рынка с социальной ориентацией. Достижение поставленной цели предполагало решение ряда задач: расширение самостоятельности социалистических предприятий путем их перевода на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное «самоуправление» ; развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности; привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий; реформирование системы ценообразования и финансово-кредитной системы.
Ход осуществления реформы выявил ее противоречивость, положительные и отрицательные следствия. Так, по Закону «О государственном предприятии» (1987) ведущие субъекты народного хозяйства получили право при выполнении государственного заказа относительно самостоятельно планировать деятельность на основе прямых контрактов с поставщиками и потребителями. Деятельность предприятия должна была регулироваться долгосрочными экономическими мотивами. Предприятия получили право заключения договоров с другими предприятиями, самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами и т. д.
Однако закон о предприятии не предусматривал изменения формы собственности, что, с одной стороны, не затрагивало основы всевластия административно-командной системы, методы которой, по замыслу реформы, должны были смениться на экономические, а с другой -- не создавало рыночных мотиваций, подлинной заинтересованности руководства и членов коллектива, остававшихся на положении наемных работников. Вдобавок ряд положений реформы способствовал некоторому ослаблению централизованного контроля и одновременно ослаблял позиции непосредственного руководства предприятий в связи с введением системы выборности директоров.
В этих условиях экономика получила в целом отрицательный эффект как на микро-, так и макроуровне. Существенное повышение доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, толкало их руководство под давлением коллективов на сворачивание инвестиционных программ, направление средств в фонды экономического стимулирования, главным образом в фонд заработной платы. Рост прибыли предприятий при условии сокращения капиталовложений обеспечивался за счет повсеместного завышения цен на продукцию, отказа предприятий от производства низкорентабельной продукции. Подобное положение способствовало ухудшению макроэкономических показателей. На фоне устойчивого роста занятых в промышленном производстве работников происходило «проедание» ресурсов предприятий, замедление общих темпов развития производства, нарастание инфляционных явлений. Развитию инфляции, пока еще в подавленном виде, помогало сохранение системы государственных субсидий, несмотря на решительные попытки перевода предприятий в режим самофинансирования.
Еще одним негативным последствием реформы стал рост уровня криминализации экономики, не в последнюю очередь связанный с представленной директорату возможностью самостоятельного использования средств предприятий при одновременном ослаблении системы централизованного контроля за их расходованием. Средства предприятий, а также часть государственных средств перекачивались в кооперативы, создававшиеся при государственных предприятиях. Эффект от этой финансовой схемы получали члены кооператива, а предприятие и государство лишались значительной части средств.
начиная с 80-х годов цены на нефть на мировом рынке снижаются, план 5-ки не предусматривалпереориентации направлений промышленного развития, 1981 г оказался не урожайным, а пятилетний план под угрозой срыва.
Помогите, плиз! Основные направления внутренней и внешней политики и их результаты: 1) Сталина 2) Хрущева 3) Брежнева
вот такой бред Вам пишет екто Воронов - такое впечатление, что тупо переписал всё из закромов
подробнее...