что такое поэзия и проза
Автор Анна Сальникова задал вопрос в разделе Прочее образование
Поэзия проза. Скажите в чем принципиальная разница этих понятий? Почему есть поэмы, написанные прозой и получил лучший ответ
Ответ от Ирина Луцюк[гуру]
Роман и "поэма" в приведённых примерах - авторские характеристики, применённые к тексту, то есть видение автором своего произведения. Между тем, литературовед, не имея таких характеристик, назвал бы "Евгения Онегина" поэмой, а "Мёртвые души" - романом. То же - с произведениями Льва Толстого, когда он сам пишет о том, что "Войну и мир" очень непросто определить в жанровом отношении. Самая главная разница между прозой и поэзией - это, конечно, наличие/отсутствие ритма и рифмы, а также форма, в которой они подаются - столбик или строчка. Однако есть и белый стих (ритмизованный текст без рифмы, написанный в столбик - "Маленькие трагедии", например) , и ритмизованная проза (роман Белого "Петербург"), и псевдопроза (когда стихотворный текст записывается в строку)...
Романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъем, моралистический пафос, словом — эмоциональная насыщенность содержания, составляют существенное свойство поэзии, отличающее ее от прозы.
А одним из самых сильных и существенных средств выразительности, активно воздействующим на сознание слушателя, является ритм. Отсюда ритмическая организованность оказывается постоянным и существенным свойством поэзии.
Постоянная обязательная пауза в конце строчки, имеющая совершенно независимое от членения фразы ритмическое значение, называется «константой» и является основным отличительным признаком стиха.
Стихотворные строчки являются точно соизмеримыми единицами, заключающими в себе строго определенное число слогов, или стоп или ударений.
По словам литературоведа С. Н. Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким» . Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует (как в верлибре) , используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста» , так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью. В поэзии форма так же смыслонесуща, как содержание. В хорошей поэзии они дополняют, поддерживают друг друга. Поэтому существуют формы графической акцентировки стиха (например, барочные «подобия» , когда, скажем, стихотворение о вазе печаталось в форме вазы, встречающиеся в поэзии Полоцкого, Аполлинера, Жака Превера, или набор различных фрагментов текста разным по качеству и величине шрифтом в поэме Малларме Бросок костей никогда не отменит случая и т. д.) . Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой) , так как в ней, по словам того же Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах» .
Тимур Кибиров. Три поэмы.
Первая поэма, "Покойные старухи", определенная автором как "лирико-дидактическая", написана прозой.
Романы Ренье, - считал Малларме, - изящные поэмы, написанные прозой.
«года к суровой прозе клонят» .
Чтобы подчеркнуть правдивость рассказанного. В таком тексте больше свободы маневра, больше регистров переключения. Русская поэзия всегда пользовалась внепоэтическими темами и средствами. Многие поэты девятнадцатого века, которые сегодня представляются нам авторами образцовых поэтических произведений, для современников были шокирующе новы из-за их «непоэтической» лексики.
От традиционного романа в прозе роман в стихах отличается большим количеством лирических элементов. В нем чаще всего сам автор становится лирическим героем, и иногда судьбы главного персонажа и автора пересекаются в сюжете. Тогда роман приобретает местами лиро-эпическую окраску. Это хорошо видно в романе Пушкина «Евгений Онегин» . Из менее известных в мировой поэзии, но довольно популярных в национальной культуре следует назвать роман польского поэта А. Мицкевича «Пан Тадеуш» .
Немало произведений подобного жанра создавалось в 20 веке, в частности в советский период, но они незначительны в художественном отношении, а иногда и просто подражательны (И. Сельвинский, Я. Колас, М. Бажан) . В эпоху новейшего постмодернизма заметным, но незначительным подражанием Пушкину явилась книга Д. А. Пригова «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , «оригинальность» которого выразилась в том, что в каждую онегинскую строку автор включил несколько (два-три) слов, главным образом, «безумный» .