Кинокефалы
Автор A-stra задал вопрос в разделе Философия, Непознанное
Кто такие кинокефалы? Какие легенды связаны с этими существами? и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
Начиная говорить о кинокефалах, мы сталкиваемся с трудностью определения предмета данного исследования. Под этим словом эллинистическая и римская, а затем средневековая литературная традиция донесли до нас вполне определённое существо — человека с собачьей головой. Подобные существа существуют в этнографических преданиях различных народов и, миф о кинокефалах периодически экстраполировался на них. С другой стороны легенда о кинокефалах принадлежит практически целиком литературной традиции, "учёной" культуре, и со временем он приобретал весьма специфические свойства, которые не могут быть объяснены общими соображениями. Поэтому мы постараемся сосредоточиться на истории именно кинокефалов, учитывая, однако, тот факт, что на отдельные повествования, связанные с этой легендой могли повлиять предания не литературного характера. Ещё одной особенностью данного исследования является то, что оно ограничено в основном Западной Европой эпохи Средневековья, хотя этот миф был вполне известен в Византии и в Древней Руси. Это обусловлено не пренебрежением к этим культурным регионам, а исключительно некомпетентностью автора.
Слово кинокефал (греч. κυνοκεφάλοι) дословно обозначает "собакоголовый", однако в обычном значении это слово обозначало "обезьяна", а точнее "бабуин" или "павиан". Так, столкнувшись с этим священным египетским животным, его стали обозначать греки. Интересно, что название это закреплено и в современном научном названии бабуина (Papio cynocephalus ursinus).
Первым описавшим под этим названием некий народ был Геродот. Поместил он их в современный Тунис, в район залива Габес и озера Шотт-Джерид. Вот это сообщенияе: "Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые. "
Вполне возможно, что эти известия имели устные истоки, так как в этой местности действительно были найдены наскальные рисунки, изображающие подобных существ. Так или иначе, вопрос о том, насколько повлияло сообщение Геродота на последующие известия о кинокефалах, остаётся открытым.
Следующее известие о кинокефалах как о народе принадлежит автору конца V -нач. IV вв. до н. э. Ктесию, который разместил этот народ в Индии. Обычно считается, что до Ктесия дошли индийские предания о "собакоголовых" народах (в лат. транслитерации "sunamukha"). Недавно появилась интересная, хотя и противоречивая концепция объясняющая помещение Ктесием, а за ним и другими античными авторами кинокефалов в Индию, согласно которой сообщение Геродота могло быть учтено Ктесием. Насколько известно, Ктесий описал кинокефалов как определённый народ в Индии, численность которого он определил в 120 000, и рассказал, что женщины этого народа беременеют только раз в жизни, а дети у них рождаются с седыми волосами (эта черта в дальнейшем будет перенесена на другой народ — альбанов, одно из сарматских племён, ставшее в конце концов легендарным народом) .
Следующий наш информатор — Мегасфен, посол Селевка Никатора, направленный в Индию, в царство Чандрагупты Маурья в конце IV в до н. э. Мегасфен — автор наиболее знаменитого и чаще всего цитируемого труда об Индии в античности — "Индики" в 23 книгах. Часто считается, что Мегасфен воспроизвёл информацию Ктесия о кинокефалах, но так как оба произведения дошли до нас только в цитатах других авторов, сказать точно этого нельзя. Информация Мегасфена о кинокефалах обычно реконструируется на основе сообщений Плиния Старшего и Солина (I и III вв. соответственно) .
образ кинокефалов в европейской литературе развивался не слишком динамично. Эта легенда постоянно смешивалась с другими мифами, но ни одна трансформация кинокефалов (например приращение бычьих ног у Плано Карпини) , можно считать, не прижилась. Кинокефалы имели всего несколько надёжных атрибутов. Первый и главный — собачья голова, единственный для их идентификации. Второй — местоположение.
Источник:
У Madeleine отличный ответ, я только немного дабавлю и проиллюстрирую 🙂 Из нашей не очень любимой Википедии 🙂
Кинокефалы, киноцефалы (греч. κῠνοκέφᾰλοι), псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы — люди с собачьими, волчьими, шакальими либо гиеньими головами.
Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей: Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др. Согласно им, кинокефалы жили в Индии, Ливии, Эфиопии, Скифии — на границах тогдашней ойкумены. И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных. (Симмий, «Аполлон») .
Согласно свидетельствам, хотя голова у них была собачья, все остальное тело было целиком человекоподбно. Они пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной господом души.
Встречаются упоминания о них у индийских, персидских, египетских, и даже китайских и зулусских авторов. Из византийских источников псоглавцы перешли в древнерусские сказания. В средневековье о них писали Блаженный Августин, Плано Карпини, Порденоне и Марко Поло. Области, отмеченные как «населенные псоглавцами» , присутствовали на средневековых картах.
С расширением границ мира в эпоху Великих географических открытий кинокефалы "перекочевали" на Молуккские острова, в Индонезию и в Америку — Христофору Колумбу, в частности, рассказывали о племени каннибалов с песьими головами (это оказались караибы). Последние свидетельства очевидцев относятся к XVIII в.
«Кинокефалов, или песьеглавцев первоначально помещали в Африке, позднее на картах XII - XIII вв. они перемещаются на север Азии. На Севере кинокефалы впервые помещаются в контексте эсхатологических пророчеств Псевдо-Мефодия Патарского. Они составляют одно из подразделений апокалиптического войска Гога и Магога (т. н. яфетические солдаты). На карте Генриха Майнцского читаем легенду: «Рифейские горы — граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы». На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: «Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их – собачий лай». На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке «Московии» в области «Colmogora» помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога) , одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда. В англо-нормандской картографической традиции песьеглавцы перемещаются с северо-востока в Индию и в Африку» .
Известные собакоголовые персонажи
Анубис — древнеегипетский зооморфный бог
Святой Христофор — христианский святой, согласно одной из версий жития, принадлежал к подобному собакоголовому племени, жившему на границах империи. Согласно другой — собачья голова была дарована ему Богом в ответ на молитвы, чтобы противостоять искушениям.
Полкан, русский богатырь, обладал песьей головой.
Аралезы — армянские боги-псоглавцы, которые могли лизанием ран павших в бою возвращать их к жизни
Что символизирует волк у славян?
Волк, хорт близок по своим мифологическим функциям другим хищникам (ворону, рыси и особенно
подробнее...
Какие легенды связаны с собакой? Символизм этого замечательного животного в разных культурах...
Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность,
подробнее...
Фаланга у македонцев
Поздние авторы в наставлениях указывают на желаемую численность фаланги в 16 тысяч бойцов, что
подробнее...