qabala



что такое кабала в древней руси

Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Общество

Что конкретно ( не образно) на Руси называли "каБалой"?...спасибо и получил лучший ответ

Ответ от .[гуру]
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
КАБАЛА ж. стар. всякое срочное письменное обязательство, заемная кабала; заемное письмо, с неустойкою; закладная, заем по залогу; служилая, бывала вьючная и срочная; холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед, или шли в кабалу за долги и неустойку. По Волге, срочная кабала водится доныне, но бывает только наслово, с зарученьем свидетелей; если же купец выкупал крепостного, либо рекрута, то этот обычно давал на себя кабалу на шесть лет; такая кабала: заработки, выслуга. || Зовут кабалой и самый долг, также || пеню, беду, напраслину. На мне кабала, долг. Взвести на себя кабалу, влезть самому в беду. || Вообще всякая неволя, безусловная зависимость; так в пск. кабалой зовут хлебный и денежный сбор, в мирские запасы, в даже самые житницы эти. Без кабалы не держи, стар. Идти в наймы, принимать кабалу. Кабала лежит, а детинка бежит. Кабала не кабала, а голова не своя. Вниз вода несет, вверх кабала везет, бурлаков. Неволя вниз идет, кабала вверх. Кабала вверх ведет, а неволя вниз, вниз по воде, вверх на лямках; сверх того, рабство могло ожидать, за добрую службу, награду, а наконец и волю, тогда как кабала всегда почти шла в рост. И рад бы дать, да кабалить не велят, а займы — кабала. В копнах не сано, в кабалах (людях) не деньги. Кабалить кого, брать, обращать в кабалу; нанимать на долгие сроки, на (в) годы, с выдачей денег вперед. Умирает и кабаленый. Где кабалено, там и пито. —ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Счастья не закабалишь. Легко закабалиться, нелегко выкабалиться или откабалиться. Накабалил много бурлаков. Я его прикабалил к себе хорошим житьем. От него не откабалишься. Кабаленье ср. окончат. кабалка ж. об. действ. по глаг. Кабальный, к кабале относящ. ; о человеке кабальной, кабаленый. Я тебе не кабальный дался. Кабальщик м. —щица ж. кабальник м. — ница ж. кто кабалить, береть людей в кабалу, держит в кабале. Кабалянин м. кабалянка ж. кабаленый человек. Кабальщина ж. рабское сост. , рабство, холопство, неволя. || собират. закабаленная братья; || забранные вперед деньги. Кабальничать, промышлять кабалою, быть сводчиком в этом деле.

Ответ от Mishgun[гуру]
На Руси кабалой называли письменное долговое обязательство

Ответ от Ёемён Игнатов[гуру]
рабство

Ответ от Винни[гуру]
КАБАЛЬНОЕ ХОЛОПСТВО. Но бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты, служить "за рост", и по истечении условленного срока возвратить "истину" - занятой капитал. Заемное письмо в древней Руси называлось заимствованным из еврейского словом кабала. Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась актом, который в отличие от заемной кабалы с личным закладом на условии отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост служити. С конца XV в. в документах появляются кабальные люди; но в них долго еще незаметно признаков кабального холопства. Заемная кабала под личный заклад была собственно заживная, давала закладнику право зарабатывать взятую вперед ссуду без роста, погашать беспроцентный долг. По кабале ростовой, получившей специальное название служилой, кабальной своей службой во дворе заимодавца зарабатывал только проценты, не освобождаясь от возврата капитала в условленный срок или урок. С таким характером являются кабальные люди в документах до половины XVI в., и только такие служилые кабалы знал Судебник 1550 г., установляя высшей суммой займа под личный заклад 15 рублей (700 - 800 руб. на наши деньги). Из одного закона 1560 г. видно, что кабальные люди по ростовым служилым кабалам подлежали искам об уплате долга - знак, что они не стали еще крепостными людьми, а оставались закладнями с правом выкупиться в случае возможности. Из него узнаем, что иные кабальные, оказавшись несостоятельными в уплате кабального долга, сами просились в холопство полное или докладное к своим заимодавцам. Закон воспретил это, предписав по-прежнему выдавать несостоятельных кабальных истцам-заимодавцам "головой до искупа", до уплаты или до отработки долга. Это запрещение вместе с готовностью самих кабальных идти в полное холопство и с известием английского посла Флетчера, которому в 1588 г. сказывали в Москве, что закон дозволял кредитору продавать жену и детей выданного ему головой должника навсегда или на время, - все это показывает, что кабальных тянули в разные стороны, их собственные дворовые и господские привычки к привычному полному холопству, закон - ко временной некрепостной неволе. В этой борьбе закладничество на условии службы за рост переработалось, правда, в холопство, только не в полное, а в кабальное. Выдача головой до искупа при обычной несостоятельности выданных подвергала их бессрочной отработке займа. Так, в кабальную службу за рост входило и погашение самого долга, личный заклад под заем превращался в личный наем с получением наемной платы вперед. Это соединение службы за рост с погашением долга и личный характер кабального обязательства стали юридическими основами служилой кабалы, как крепости; ими полагался и предел кабальной службы. Как личное обязательство, связывавшее одно лицо с другим, служилая кабала теряла силу со смертью одной из сторон. В XVII в. встречаем по местам кабалы с обязательством кабального "у государя своего служить во дворе до своей смерти". Но в случае смерти господина раньше холопа это условие нарушало личный характер кабалы, заставляя кабального служить жене и детям умершего как бы наследственно. Между тем, было два рода дворовых слуг, для которых установился другой предел службы - смерть господина. Уже закон 1556 г. постановил, что пленник, выданный в холопство по суду, служит господину "до его живота". С другой стороны, некоторые на том же условии поступали просто в личное услужение не только без займа, но и без найма. Встречаем служилую кабалу 1596 г., в которой вольный человек обязуется служить не за рост, без займа, "по живот" господина, которому после своей смерти отпустить слугу на волю с женой, детьми "и что у него живота наживет, и в приданые его и детей не дати за своими детьми". Здесь перед нами три условия, в которых выражался личный характер служилой кабалы: пожизненность владения кабальным, неотчуждаемость этого владения и право кабального на добытое на службе имущество. Эти услови

Ответ от Подозрительный иностранец[гуру]
Еврейское мистическое учение ?

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что конкретно ( не образно) на Руси называли "каБалой"?...спасибо
Габала на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Габала
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*