рассказ человек в футляре чехов
Автор Наталья . задал вопрос в разделе Образование
что осуждает Чехов в своем рассказе"человек в футляре"? и получил лучший ответ
Ответ от Ђашенька[гуру]
В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах.
Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека “в футляре”. Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием позволяет читателю глубже прочувствовать и понять основную идею рассказа. “Футлярный” облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т. д. ) превращается в “футлярный” образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетающей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: “Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в калошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет... ” И это не случайно. Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться.
Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только “беликовщина” — единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях “человечка в футляре”, который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.
Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. “Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”, — говорит обывателям губернского города герой этого рассказа — преподаватель Коваленко.
С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, “когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! ”
Но с уходом Беликова “беликовщина” не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается “не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”.
Лейтмотивом рассказа является мысль: “Нет, так больше жить невозможно”. “Футлярность” жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения.
После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивановича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного варианта “беликовщины”, и равнодушную реплику собеседника Ивана Ивановича Буркина: “Ну, уж это вы из другой оперы ...Давайте спать”. И минут через десять Буркин уже спал”. Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от “футлярности”. В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Ковявкины и Подзатыльниковы.
Автор осуждает корыстолюбие и бесчеловечность своего героя, его ограниченность. Николай Иванович - такой же "человек в футляре", как и Беликов. Его футляр - это его собственная усадьба, в которой он спрятался от окружающего мира.
Почему рассказы "Человек в футляре" ; "Крыжовник" ; "О любви" называются маленькой трилогией?!
В 1898 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов “Человек в футляре”,
подробнее...
Нужен срочно план к рассказу "Человек в футляре" А. П. Чехов!!!
Попробуйте проанализировать текст произведения по его краткому содержанию и составить
подробнее...
какие проблемы затрагивает/решает Чехов в произведении "Человек в футляре" ? подскажите пожалуйста
Главный герой рассказа учитель греческого языка Беликов и внешне, и внутренне живёт в футляре,
подробнее...
Человек в футляре. Что означает футлярная жизнь??
Тема "футлярной жизни" в рассказах Чехова имеет различные
оттенки, так как шаблоны, футляры,
подробнее...
Что объединяет рассказы Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви" в трилогию?
Идейно-композиционное единство рассказов «маленькой трилогии»
В 1898 году в журнале
подробнее...
Чехов "Человек в футляре". Поможете?
Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов,
подробнее...
Помогите пожалуйста найти отзыв на рассказ Чехова О любви
Рассказ «О любви» , написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале
подробнее...
сочинение. чехов и театр
А. П. Чехов известен как мастер малой формы. В собрании его сочинений нет ни одного романа, только
подробнее...
Чехов "Крыжовник" Кто главные герои рассказа Чехова - Крыжовник?
Чимша-Гималайский Иван Иваныч - ветеринарный врач,
дворянин, персонаж также рассказов "Человек
подробнее...
проблема ограниченности "футлярности" в рассказах чехова. срочно!
Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу своими пародиями и юмористическими рассказами. Не
подробнее...
Сочинение по рассказу Чехова "Крыжовник"
“Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно,
подробнее...
Чехов! Пояснения дальше. На какие размышления наводит рассказ Чехова "О любви"? Помогите плиз!
Рассказ «О любви» , написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале
подробнее...
Помогите написать сочинение по литературе. Тема сочинения: "Футлярная жизнь современного человека"
Предметом творческого исследования является для Чехова сложный и противоречивый мир человеческой
подробнее...
смех и грусть в рассказах чехова
Многие рассказы Чехова занимают не больше нескольких страниц. Нужно было обладать особенными
подробнее...