Воскрешение дочери иаира репин
Автор ¤ Елена ¤ задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Где, когда и кем была написана эта картина? С какими событиями она связана? Кому посвящена ? и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
Илья Ефимович Репин
Воскрешение дочери «Иаира»
В 1871 году для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира» . Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет. Главными претендентами были два товарища: Илья Репин и Василий Поленов
Известно, что Репин первое время не хотел браться за сюжет «Воскрешение дочери Иаира» , считая его для себя совершенно чуждым.
Он проникся им лишь тогда, когда, вспомнив о смерти своей сестры Усти, представил традиционный академический евангельский сюжет как жизненную сцену. Об этом переходе от отвлеченного традиционного к новому реалистическому представлению сюжета и свидетельствует процесс работы над композицией, как он рисуется нам по дошедшим рисуночным и живописным эскизам.
И. Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. Первоначальный эскиз. 1871. Рисунок. ГРМ.
Чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, он просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена. «Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез»
Окончить картину к сроку Илья Ефимович не успел.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Эта картина является первым крупным произведением молодого Репина. Это его дипломная работа, за которую он получил первую золотую медаль, звание художника и заграничную командировку.
Картина «Воскрешение дочери Иаира» трактует традиционный «программный» сюжет — сцену евангельского чуда — как живую картину жизни. Художник естественно передал ситуацию — приход Христа в дом, где только что умерла девушка, — изобразил удивление и некоторый испуг родителей, соединенный у них с робкой надеждой. Вместе с тем картина свободна от бытовизма, жанровой будничности. Живая сцена передана как важное и значительное событие.
В своем окончательном виде композиция картины представляет собой умелое сочетание строгого классического построения по планам с помещением главного действия на основном втором, то есть на среднем плане, и передачи интерьера с его глубиной. Превосходно использовано освещение.
Затененность интерьера в глубине и справа создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания. В тень погружены второстепенные действующие лица — родные девушки, — в то время как она сама, лежащая на ложе, и стоящий около нее Христос освещены светом светильника. Этим они выделены и акцентированы в композиции; на них, как на наиболее светлое место в картине, направляется прежде всего взгляд зрителя. Свет объединяет группу, в которой художник мастерски решил трудную задачу сочетания горизонтально и вертикально расположенных форм. Светильник как бы «поддерживает» своим вертикализмом фигуру Христа. Вместе с тем психологический «узел» композиции — лица девушки и Христа, их соприкасающиеся руки — помещен как бы в особом, отграниченном, более интимном пространстве, чем все большое пространство картины. Центральная группа выделена и тем, что она написана наиболее рельефно.
Фигура Христа полна внутренней сосредоточенности и наиболее «классична» в спокойной величавости своей позы, в строгой красоте и ритмичности драпировок. Высказывалось правильное положение, что Репин в трактовке Христа, реальной и вместе возвышенной, следует ивановской традиции.
Илья Ефимович Репин Воскрешение дочери «Иаира»