ресентимент
Автор STAWR задал вопрос в разделе Литература
Срочный вопрос по философии и получил лучший ответ
Ответ от Јла Саша по шоссе...[гуру]
RESSENTIMENT
Восстание рабов в морали», как выражается Ницше, есть не что иное как замена содержания понятия «добра» – добрым «нарекается» неэгоистичный поступок. Мораль рабов проистекает из явления ressentiment. Что такое ressentiment? Это сложное чувство, которое появляется в результате того, что слабые, ущемляемые сильными, не могут напрямую дать отпор, но при этом затаивают злость и мечтают о мести. Рабы не могут сразу свергнуть господина, в силу своей слабости, и поэтому мораль рабов является реакцией на действия господ, она всегда нуждается «для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком , во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать…» . В отличие от рабов, господин всегда реагирует сразу, не затаивая в себе никакой мстительности, а поэтому ему гораздо легче прощать своих врагов, как пишет Ницше, «только здесь и возможна (…) настоящая любовь к врагам своим». Человек же ressentiment`а мыслит своего врага прежде всего как злого, в противоположность себе, слабому, а значит – доброму.
У господина Ницше, в полном соответствии с концепцией благородного человека Аристотеля, исходным является понятие добра, которое он производит из себя, а уж затем, после определения добра, обращается ко злу. Ressentiment же сначала испытывает зло, а потом в противоположность ему сооружает понятие добра. Здесь Ницше метко задает вопрос : «кто, собственно, есть злой в смысле морали resentiment?» И отвечает: «как раз добрый другой морали (…) только пересмотренный ядовитым зрением ressentiment». Ницше сравнивает рабов, охваченных ressentiment, с ягнятами, на которых охотятся хищные птицы – господа. С точки зрения ягнят, хищные птицы, естественно, злы, раз они едят ягнят, раз они сильнее. Но это не означает, что хищные птицы питают злобу к ягнятам и эти хищные птицы, по мысли Ницше, вовсе не злые.
На данном примере Ницше открывает практически нечем не защищенное место для критики – ягнята и хищные птицы, конечно, хороши, но люди, в отличие от животных, обладают сознанием, человеческое общество не стадо ягнят, а государство не хищная птица. Ницше считает цивилизацию способом одомашнивания благородного человека, а ressentiment«следовало бы (…) рассматривать (…) как собственно орудия культуры»
Еще:
RESSENTIMENT (фр. "мстительность") - понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. Генеалогия) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово "R." без перевода. Впоследствии понятие "R." приобрело большую популярность и стало использоваться в трудах многих европейских мыслителей. Так, в книге Шелера "Ресентимент в структуре морали" автор следующим образом объясняет значение данного феномена: "В естественном французском словоупотреблении я нахожу два элемента слова "ресентимент": во-первых, речь идет об интенсивном переживании и последующем воспроизведении определенной эмоциональной ответной реакции на другого человека, благодаря которой сама эмоция погружается в центр личности, удаляясь тем самым из зоны выражения и действия личности. Причем постоянное возвращение к этой эмоции, ее переживание, резко отличается от простого интеллектуального воспоминания о ней и о тех процессах, "ответом" на которые она была. Это - переживание заново самой эмоции, ее после-чувствование, вновь чувствование. Во-вторых, употребление данного слова предполагает, что качество этой эмоции носит негативный характер, т.е. заключает в себе некий посыл враждебности... это блуждающая во тьме души затаенная и независимая от активности Я злоба, которая образуется в результате воспроизведения в себе интенций ненависти или иных враждебных эмоций и, не заключая в себе никаких конкретных намерений, питает своей кровью всевозможные намерения такого рода". В философии Ницше R. предстает в качестве движущей силы в процессе образования и структурирования моральных ценностей
http://velikanov.ru/philosophy/ressentiment.asp