Автор Ольга Кузнецова задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Чей автопортрет? и получил лучший ответ
Ответ от Leeml[гуру]
5 июля 2004 года в парижском хосписе в возрасте семидесяти трех лет скончался художник Он долгое время оставался самым недооцененным из русских нонконформистов.
Эмиграция (художник уехал во Францию в 1978 году) не принесла ему славы международной звезды, но надолго изъяла из местного контекста. В России Михаил Рогинский получил признание только в последние годы, его персоналки прошли в Третьяковке и Русском музее. Михаила Рогинского даже номинировали на Государственную премию, которую он, впрочем, не получил, да и сам художник никогда не стремился попасть в истеблишмент. Зато он стал лауреатом учрежденной в 2004 году премии "Мастер", которую присуждает независимое жюри искусствоведов и арт-критиков.
За Михаилом Рогинским закрепилось почетное, но неточное определение отца русского поп-арта благодаря работам начала 1960-х. Тогда он создал едва ли не первые в истории отечественного искусства объекты — выпиленную из фанеры и покрашенную ярко-красной краской "Дверь" с настоящей ручкой и такую же красную "Стену" с настоящим выключателем.
В истории искусства для него не существовало непреложных авторитетов. К Йозефу Бойсу, Энди Уорхолу, Джексону Поллоку и прочим покойным или живым мэтрам он относился как к коллегам по цеху, с которыми он находится в постоянном внутреннем диалоге, часто доходящем даже до "ссор": Михаил Александрович мог вдруг рассердиться на того или иного хрестоматийного художника, обозвать его проходимцем и жуликом, чтобы несколько лет спустя "простить" собрата по искусству. Михаил Рогинский и на Западе оставался истовым нонконформистом и бессребреником и никогда не считал "карьеру" художественной категорией.
Даже прожив четверть века во Франции, Михаил Рогинский продолжал рисовать советскую Москву 1960-1970-х годов: блочные дома-хрущобы, окраинные пустыри, слякотные улицы, красные трамваи и телефонные будки давно вышедших из употребления моделей, толпу на остановках и покорные очереди. Но Рогинский оставался верен "совку" вовсе не потому, что полагал, что так положено русскому эмигранту в Париже: его картины не годились на экзотические сувениры для иностранцев. Просто тот мир, который в 1960-е годы Михаил Рогинский спасал от советской выморочности, разлагая его на надежные в своей простоте элементарные единицы бытия — хлеб, стакан, дверь, примус, квадраты кафеля, — постепенно стал собираться воедино, обретать законченность во времени и пространстве, превращаясь из мучительного личного опыта в объективную эстетическую целостность.
На бульваре
Метро. 1999
Преображенский рынок. 1978
Большой ужин. 2000
Благодаря Михаилу Рогинскому советская Москва стала таким же фактом искусства, что и Париж импрессионистов или Америка Эдварда Хоппера, а очереди обрели незыблемость евангельских сцен Джотто.
Благодаря Михаилу Рогинскому советская Москва стала таким же фактом искусства, что и Париж импрессионистов или Америка Эдварда Хоппера, а очереди обрели незыблемость евангельских сцен Джотто. Замечательный вопрос-ответ!