роль лирических отступлений в поэме мертвые души



Лирические отступления в поэме мертвые души гоголя

Автор Лелуш vi Britannia задал вопрос в разделе Литература

Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? (на примере одного-двух из них). и получил лучший ответ

Ответ от Айрин[гуру]
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя – прозаическое произведение. Тем не менее, сам автор определил его жанр, как «поэма. Гоголь хотел выделить, что кроме эпического начала, в произведении не последнюю роль играют лирические мотивы, то есть авторские отступления. В них автор уже не обличал всех пороков нашей великой России, а указывал путь к спасению, исправлению всех недостатков.
Для того чтобы показать всю красоту и величие Руси, в поэме появляется образ автора, который следит за сюжетом и произносит вдохновенные речи, в которых выявляется по-настоящему живая душа, идеал личности, способной многое изменить в существующем порядке вещей.
Лирические отступления отличаются друг от друга по содержанию. Иногда даже не понятно, чьи рассуждения мы видим: голос автора включается в размышления Чичиковым. К таким отступлениям относятся рассуждения о «толстых» и «тонких» (1 глава, сцена губернаторского приёма). Здесь автор не скупится на ироничные замечания в адрес российских чиновников.
Несколько лирических отступлений Гоголь посвящает женщинам. С сожалением он отмечает, что не так уж и велика пропасть, отделяющая Коробочку от «сестры её, недосягаемо ограждённой стенами аристократического дома». Представительниц высшего света автор обвиняет в том, что в них нет искренности, их мысли «вытверженные». Автору становится грустно, и он торопится: «…мимо! Мимо! » - дальше в дорогу.
Образу дороги в поэме посвящено несколько лирических отступлений. Так, в начале 6 главы автор рассуждает о течении жизни, об уходе молодости. В детстве автор смотрел на всё, встречающееся ему по дороге, живым и любопытным взором, всё ему кажется радостным и светлым. Однако, по мере взросления, он становится равнодушным к чудесам жизни, которые затмеваются безобразными картинами Российской действительности.
Самое проникновенное, на мой взгляд, лирическое отступление, посвящённое дороге – спутнице и музе автора. Кроме того, в этом отступлении автор признаётся, что без дороги не было бы и его поэмы: «Сколько родилось в тебе чудесных замыслов, поэтических грёз… » Одновременно он повествует о нелёгком труде писателя, сопоставляя его в 7 главе с путником. Сравнивая двух писателей, он говорит о том, что один из них «описывает выдающиеся характеры, являющие высокое достоинство человека» , а другой выставляет напоказ читателю «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». И именно в образе второго писателя мы видим и самого Гоголя-реалиста.
Помимо размышлений о творчестве, о предназначении писателя, автор посвящает одно из лирических отступлений основному «инструменту» своего труда – русскому слову. Он восхищается ярким, метким народным словом, и, кажется, видит в нём главное национальное достоинство русского народа.
Наконец, завершает поэму авторская речь о Руси, об её историческом пути и будущей судьбе. В финальном лирическом отступлении объединяются все темы, волнующие автора на протяжении всей поэмы.
Лирических отступлений в поэме «Мёртвые души» немного, они составляют её меньшую часть. Но, несмотря на это, благодаря именно им в поэме чувствуется лиризм. В них автор раскрывает свои мечты и раздумья о жизни, в них Гоголь создал «свою Россию, беспорочную и великую!».

Ответ от Азнакаево[активный]
Поэму «Мертвые души» невозможно представить без «ли¬рических отступлений». Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов. Благодаря «лирическим отступлениям» мы постоянно чувствуем присутствие авто¬ра, который делится с нами своими мыслями и переживани¬ями по поводу того или иного события, описываемого в по¬эме. Он становится не просто экскурсоводом, ведущим нас по страницам своего произведения, а, скорее, близким дру-гом, с которым нам хочется разделить переполняющие нас эмоции. Зачастую мы ждем этих «отступлений» в надежде, что он своим неподражаемым юмором поможет нам справить¬ся с возмущением или грустью, а иногда просто хотим знать его мнение по поводу всего происходящего. Кроме того, эти «отступления» обладают невероятной художественной силой: мы наслаждаемся каждым словом, каждым образом и восхи¬щаемся их точностью и красотой.
Что же говорили знаменитые современники Гоголя по поводу «лирических отступлений» в поэме? А. И. Герцен писал: «Тут переход от Собакевичей к Плюшкиным, - об¬дает ужас; вы с каждым шагом вязнете, тонете глубже, лири¬ческое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся». В. Г. Белинский тоже высоко оценивал лири¬ческое начало «Мертвых душ», указывая на «ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность, которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем, сим¬патичною душою».
С помощью «лирических отступлений» писатель выража¬ет свое отношение не только к описываемым им людям и со¬бытиям. Эти «отступления» несут в себе утверждение высо¬кого призвания человека, значимости больших общественных идей и интересов.
Лирические места автором включены в произведение с большим художественным тактом. Вначале они содержат его высказывания только о героях произведения, но по мере развития сюжета их темы становятся все более разносторон-ними.
Рассказав о Манилове и Коробочке, автор ненадолго пре¬рывает повествование, как будто хочет немного отойти в сто¬рону, чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жиз¬ни. Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение ее с «сестрой» из ари¬стократического общества, которая, несмотря на иной облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
После посещения Ноздрёва Чичиков в дороге встречает¬ся с прекрасной блондинкой. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: «Вез¬де, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, кото¬рое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, кото¬рые суждено ему чувствовать всю жизнь». Но все это совер¬шенно чуждо Чичикову: его холодная осмотрительность здесь сопоставляется с непосредственным проявлением человечес¬ких чувств.
В конце пятой главы «лирическое отступление» носит со¬вершенно иной характер. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это «лирическое от¬ступление» как будто мало связано со всем предыдущим раз¬витием действия, но оно очень важно для раскрытия основ¬ной идеи поэмы: подлинная Россия — это не собакевичи, ноздрёвы и коробочки, а народ, народная стихия.
С лирическими высказываниями о русском слове и на¬родном характере тесно связана и та вдохновенная исповедь художника о своей юности, о своем восприятии жизни, ко¬торая открывает шестую главу.
В этом «лирическом отступлении» отразились не только взгляды писателя на искусство, но также его отноше¬ние к господствующим верхам общества

Ответ от Єрау Тартилини[гуру]
Сочинения про лирические отступления:
http:// bobych . ru/ege / liter9 / gvpcy40-5.html - убрать пробелы

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"? (на примере одного-двух из них).

Темы лирический отступлений в поэме Мертвые души Гоголя их роль. (напишите коротко)
С помощью “лирических отступлений” писатель выражает свое отношение
к описываемым им людям и
подробнее...
спросили в Другое
Сочинение: образ дороги в поэме "Мертвые души" Гоголя
В дорогу! в дорогу!. . Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и
подробнее...

Срочно надо, помогите... Назовите тематику лирических отступлений в каждой главе 1 тома поэмы "Мёртвые души"!!!
Сочинение: Роль лирических отступлений в поэме "Мертвые души" - BestReferat....
Мертвые и
подробнее...
спросили в Другое
таблица мертвые души лирическое отступление
РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В ПОЭМЕ«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Лирическими отступлениями пронизано
подробнее...

Мертвые души, лирическое отступление Глава 5, о метком русском слове
Лирические отступления в поэме "Мертвые души" побуждают нас разделить с автором эмоции,
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Другое
образ Руси в поэме "Мертвые души"
Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу
"Мертвые души" -
подробнее...

Образ дороги в "Мертвых душах". Помогите)
Поэма «Мертвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя -
подробнее...

Значение поэмы "Мертвые души"
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь".
Это должно было
подробнее...

что такое система образов поэмы мертвые души? скажииите пожааааалуйста
1)
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было
подробнее...
спросили в Авторы К
образ автора в поэме " мёртвые души"
Гоголь, как и Лермонтов в «Герое нашего времени», хочет сказать в своей книге «горькую правду»,
подробнее...

Мёртвые души. Гоголь, лирические отступления глава 8.
Поэму "Мертвые души" невозможно представить без "лирических отступлений". Они настолько органично
подробнее...
спросили в Авторы К
что такое лирическое отступление?
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём,
подробнее...
спросили в Бесправие
Есть ли души живые в поэме Мертвые души? Есть ли души живые в поэме Мертвые души?
«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» – народ талантливый, трудолюбивый,
подробнее...

Литература.Мертвые души.Какую роль играет вставной рассказ о капитане Копейкине?
«Повесть о капитане Копейкине» остается, в значительной мере, загадочной вставкой в «Мертвые души»
подробнее...
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*