Автор A-stra задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Какова история символов высшей государственой власти России: скипетра и державы? и получил лучший ответ
Ответ от Елена[гуру]
Скипетр появился на Руси сравнительно поздно. Правда, его изображение было на древнейших монетах князей Владимира и Ярослава начала XI века. Но там скипетр был простым подражанием византийской композиции. Говорилось о скипетре и в той молитве, которую читали при венчании князей: "Царь царствующим, Господь господствующим". Читали ли ее ранее 1498 года или нет, неизвестно, поскольку нет данных об обряде поставления князей до 1498 года. Но даже если в процедуре венчания и до 1498 года участвовала церковь, то сам скипетр отсутствовал. На миниатюрах XV-XVI веков эмблемами власти князей был не скипетр, а посох с различными навершиями - у князей и церковных иерархов, а в домонгольское время даже просто мечи. С посохом великие князья и церковные иерархи выходили на посольские аудиенции, на церковные службы и т. д. Скипетр был введен в царский обиход только после завоевания Казанского ханства. Именно это завоевание придавало законность новому титулу Грозного - "царь", который Иван IV носил уже с 1547 года. Так полагали он сам и его окружение. Вместе с Казанской "землицей" он как бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упорно отказывались признать и в Великом княжестве Литовском и в Короне Польской, должен был скипетр. Эта регалия очень древнего происхождения. Она восходит ко временам античности, где скипетр был непременной принадлежностью Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны) , затем консулов, а также византийских императоров, исполнявших (с 542 года пожизненно) консульские обязанности. Скипетр должен был уравнять русского царя с остальными государями Европы. Впервые в письменных источниках он упоминается в завещании Грозного, правда, почти в неузнаваемой форме. Во второй половине XVI века именно скипетр стал символизировать царскую власть. Годунов "схватил" не только скипетр, он ввел в царский обиход и державу, которая именовалась в ту пору и у нас, и в Речи Посполитой "яблоком". В церемонию венчания вошло не только вручение скипетра, но и державы: "Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так держи и все царство, данное тебе от Бога, защищая их от врагов непоколебимов". Но этого завета Годунов выполнить не сумел. На протяжении XVI-XIX веков было создано очень много роскошных скипетров и держав. Особенно выделяются скипетр и держава большого наряда Михаила Романова. Сочетание ярких эмалей и крупных драгоценных камней создает ощущение необычайной роскоши и парадности. Яблоко разделено на два полушария, на верхнем из которых, состоящем из 4 частей, находятся изображения сцен из жизни царя Давида (помазание его пророком Самуилом на царство, победа Давида над Голиафом, возвращение с победой, гонение от Саула). Скипетр, состоящий из четырех столбиков, также усыпан драгоценными камнями и завершается золотым двуглавым орлом.
из Византии
это православные инсингнии (символы власти)
скипетр символизирует (посох или меч) судебною власть, держава - мировое господство, крест на державе - главенство веры.
впервые официально использовались при коронации Алексея Михайловича Романова
очень интересная статья по ссылке
Скипетр и держава Бориса Годунова
Есть основания предположить, что скипетр и держава входили в состав даров, привезенных в 1604 году царю Борису Годунову Великим посольством Рудольфа II, императора Священной Римской империи. Держава и скипетр, чудом уцелевшие в Смутное время, были, очевидно, использованы в 1613 году в обряде венчания на царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых. В дальнейшем на протяжении всего царствования Михаила Федоровича они оставались единственными подобного рода регалиями в царской казне и согласно ее описям входили в так называемый «Большой наряд» - комплекс особо ценных регалий.
Скипетр и держава - замечательные произведения западноевропейского ювелирного искусства эпохи позднего Возрождения. Об этом свидетельствуют и весь арсенал орнаментальных мотивов, и стиль сюжетных сцен, отмеченных дробностью композиции, манерностью жестов и поз фигур. На это указывает и такой технический прием, как эмаль по рельефу, не применявшаяся еще тогда русскими златокузнецами.
Массивная золотая держава увенчана высоко поднятым над ней крестом с фигурными концами. В верхней части она перепоясана обоймицами, делящими ее на четыре сектора с чеканными композициями на темы из ветхозаветной истории царя Давида: «Помазание Давида пророком Самуилом» , «Победа Давида над Голиафом» , «Возвращение с победой» , «Гонения от Саула» . Сверкающие эмали на рельефных изображениях, яркие, насыщенные по тону самоцветы - зеленые изумруды, красные рубины, синие сапфиры, обведенные у основания эмалевыми узорами, - сливаются в мажорную по своему звучанию феерию красок, являющуюся доминантой декоративного оформления державы.
Золотой скипетр отличают строгое изящество формы, пропорциональность частей, богатство и изысканная красота орнаментальных мотивов. Головки херувимов, цветы, маскароны и рольверк (ремешковый орнамент) , связки плодов, подвешенные на лентах, - все сплетено в единую, ритмично построенную композицию с безукоризненной согласованностью отдельных элементов. Заключительным аккордом орнаментальной симфонии являются венчающие скипетр изображения трех спаянных крыльями орлов с волютообразными завитками под лапами и короной над головами. Эффектно колористическое решение скипетра, основанное на использовании самоцветов и прозрачных разноцветных эмалей.
Держава и скипетр Алексея Михайловича Романова
С именем царя Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича, связано появление в царской казне новых скипетра и державы. Достоин внимания тот факт, что местом создания русских регалий стал Стамбул, столица мусульманского государства. Стамбул XVII века - это прежний Константинополь, бывший центр православного мира, который русские книжники конца XV столетия назвали вторым Римом, тогда же провозгласив Москву его преемником, третьим и последним Римом. В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана III вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В декоративном убранстве регалий, особенно державы, проявились характерные черты турецкого искусства. Украшающие их золотые запоны с драгоценными камнями напоминают то тюльпаны, то цветы и плоды граната - излюбленные мотивы турецкого орнамента.
В единстве с турецкой художественной традицией находится и колористическое решение изделий, построенное на броском, контрастном сочетании изумрудно-зеленых и красных цветов - зеленых эмалей и красных рубинов. Венчающие же регалии кресты указывают на их принадлежность православному государю. Об этом также говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство скипетра: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение.