романтизм в искусстве
Автор Vlada задал вопрос в разделе Живопись, Графика
романтизм в изобразительное искусстве: характерные черты и получил лучший ответ
Ответ от Наталья Федулова[гуру]
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18-го, первой половине 19 веков.
Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе «бесконечному» , жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр. , ложная готика). Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж. -Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др. ) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др. ) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер) .
романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.) , и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир.
Вопрос о романтизме относится к числу наиболее сложных и дискуссионных в истории искусства XIX века. Уже участники и современники романтического движения, ясно ощущавшие новые тенденции, затрагивающие все виды художественного творчества, испытывали затруднения при попытках определить эти тенденции. Отчетливо представляя себе основные догмы классицистической Эстетики, выстраивающей стройную систему понятий, они сталкивались с непреодолимыми трудностями при попытках сделать что-либо подобное применительно к эстетике романтизма. Да и справедливое в общих чертах противопоставление романтизма классицизму в каждом конкретном случае оказывалось отнюдь не безусловным. Так, привычно ополчаясь на школу Давида и ее главу, художники нового поколения сплошь и рядом демонстрировали прямую преемственность по отношению к искусству самого Давида и ряда его учеников. Участникам «романтической битвы», находившимся в гуще идейно-эстетической борьбы, было подчас трудно осознать, что их мироощущение не способно породить жесткую систему, что оно по самой природе своей анормативно. Понадобилась некоторая временная дистанция, чтобы действующие лица «битвы» и их последователи отчетливо представили себе, что провозглашенный ими лозунг «свободы творчества» по существу враждебен системе, что он открывает дорогу для торжества индивидуалистического начала в искусстве.
Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию класическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.
Странник над морем тумана. Картина - символ романтизма Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. А картину "Странник над морем тумана" с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе.
Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.
Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.
Романтизм зародился в дитературе и наиболее ярко проявился в живописи.
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни.
В своих полотнах художники выражали дух свободолюбия,
активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма.
Как правило романисты работали в жанре портрета.
Каковы отличительные черты модерна школы Нанси?
В 1901, в столице Лотарингии - городе Нанси, группа художников-единомышленников объединяется в ядро
подробнее...
Кто являлся ярким представителем романтизма в живописи в Европе 20-30-х годов 19 века?
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики
подробнее...
Романтизм в музыке основные черты
Для романтизма в музыке характерно обращение к внутреннему миру человека. Благодаря способности
подробнее...
Срочно!!! представители классицизма, сентиментализма и романтизма в русской литературе 19 века ?
Классицизм (19век) - Державин Гавриил Романович.
В начале XIX века классицизм со свойственной
подробнее...
Что такое романтизм ( в музыке)???
Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX вв. , представляющее собой реакцию на
подробнее...
стиль в искусстве
вопрос не совсем понятен, что вы хотели узнать? Что такое стиль или какие стили бывают в искусстве?
подробнее...
Что такое романтизм? В чём его особенности? И если сможете дайте характеристику этому напрвлению.
Романтизм - литературное направление, характеризующееся изображением необычного героя в необычных
подробнее...
ОЧЕНЬ СРОЧНО, ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСРА!!! Какая главная тема романтизма в литературе?
Пожалуй - сра. А можно и не
подробнее...
Особенности искусства Нового времени. Какие были особенности искусства нового времени?
Новое время характеризуется интенсивным развитием всех видов и жанров искусства, формированием
подробнее...
Основный стилевые направления в культуре
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) -- эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой
подробнее...
Расскажите о развитии классицизма в Европе и о моде в России в период классицизма.
Вот кое-что о развитии классицизма в Европе. Может подойдет!!! ?
Классицизм (от лат.
подробнее...
Что характерно для северного модерна в архитектуре?
Се́верный моде́рн — архитектурный стиль, распространённый в северной Европе в конце XIX —
подробнее...
Что такое жанр (В искустве)
ЖАНР (франц. genre) (в искусстве) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах
подробнее...
Особенности искусства символизма
(фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи),
подробнее...