Автор Андрей Трегубов задал вопрос в разделе Другое
У вас есть Анализ стихотворения Рубцова "Левитан" и получил лучший ответ
Ответ от Орбитальная группировка[гуру]
“Колокольцы” души
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»
Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою… ” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т. д. ” (А. П. Чехов) .
— Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое. )
— Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины. )
— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы. )
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н. Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
— На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.. .
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
— Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении. )
— А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём. )
— С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом. )
— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое. )
— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть. )
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
(Здесь полностью)
— Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое.)
— Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)
— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н. Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
— На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
— Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)
— А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
— С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)
— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)
— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть.)
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
— Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?
(Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.)
— Каким образом в стихотворении передан звук колокола?
(Через звуковые повторы.
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, —
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.)
— С помощью каких слов звук расширяет пространство?
(Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный — дальше, чем окольный.)
В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется — лирический герой слышит звук каждого колокольца.
— Почему этот природный звук отзывается в сердце героя?
Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство — с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.
— Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?
(Надежду, радость, ощущение полноты бытия.)
Подумаем над многоточием в конце стихотворения.
Твои
Ребят, очень нужна ваша помощь. Надо подобрать какой-нибудь небольшой стих о природе и картину к ней.
Выбирай! )
Исаак Левитан. Тихая обитель.
1890. Холст, масло. 87 x 108.
подробнее...