саксонский фарфор клейма
Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны
Когда был открыт саксонский фарфор? Чем он славится? и получил лучший ответ
Ответ от Lianochka[гуру]
Открытие в Саксонии в 1710 году состава так называемого "твердого" фарфора, основным ингредиентом которого была белая тугоплавкая глина - каолин, трактовалось на Западе как разгадка одной из сокровенных тайн Востока. Ведь фарфор, этот ни на что другое не похожий керамический материал, родиной которого был Китай, казался европейцам овеществленным символом управления гармонией четырех элементов мироздания (Земля, Вода, Воздух и Огонь). Неслучайно славу открытия формулы саксонского фарфора делят работавшие совместно ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651-1708) и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719).
Юность европейского фарфора -- это прескверная история: сплошное воровство и надувательство. Вот в 1701 году в Дрезден под охраной привозят 19-летнего ученика одного берлинского аптекаря Иоганна Фридриха Беттгера: юный алхимик клялся, что нашел рецепт философского камня, а саксонский курфюрст страсть как любил золото. Август Сильный связался, конечно, с жуликом, наглым, но талантливым: через несколько лет Беттгер, не добыв золота настоящего, раскрыл тайну "белого золота" -- фарфора (первый мейсенский фарфор, правда, белизной не отличался)
Первая в Европе фарфоровая мануфактура была основана в Дрездене 23 января 1710 года. Декрет о ее учреждении подписал саксонский курфюрст Фридрих Август I (он же с 1697 года - польский король Август II, которого с этого времени называют Августом Сильным). В июне того же года предприятие было переведено в Мейсен в замок Альбрехтсбург. Ранним, по традиции, считается мейсенский фарфор с 1710 до 1745 года - года оккупации Мейсена войсками Фридриха II Прусского в ходе второй Силезской войны.
В 1719-м открывается вторая мануфактура -- в Вене: строго охранявшийся секрет фарфора утек из Саксонии вместе с каким-то быстроногим мастером. Мейсен, впрочем, в долгу не остался и уже через год спер у Вены технологию надглазурной росписи. И уж совсем неприличное дельце провернул лет десять спустя директор Мейсенского завода: продал в Париж целую партию саксонского фарфора, расписанного китайскими драконами и японскими перепелками, выдав его за более дорогой оригинальный восточный товар. Аферу вскоре раскрыли: фальшивки арестовали (несколько таких тарелок и чашек есть и в Эрмитаже) , директор покончил с собой -- но ведь чертовски некрасиво вышло.
В 1720-1730-х годах мейсенский фарфор часто расписывался золотом или серебром далеко за пределами Саксонии, в Аугсбурге. Хаузмалеры (независимые живописцы) Аугсбурга дали жизнь своеобразному жанру живописи по фарфору, получившему название "золотые китайцы". "Золотые китайцы" аугсбургских мастеров стали заметным вкладом в сокровищницу европейского стиля "шинуазри". В XVII столетии мода "на все китайское" развивалась в рамках стиля барокко, в XVIII веке - рококо.
С 1725 года фабричной маркой становятся нанесённые подглазурной росписью синие мечи.
картиночки завтра вставлю... облемитили вконец (
Источник:
В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером совместно с физиком Э. Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных (см. Мейсенский фарфор) . Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название «немецкие цветы» , а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру, известному своей мелкой пластикой в стиле рококо.
Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над раскрытием секретов. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где открываются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком. Во второй половине 18 века в Германии открылись новые керамические фабрики в Нимфенбурге, где работал известный мастер рококо Франц Бустелли, в Хехсте, известном произведениями также в стиле рококо Иоганна Мельхиора, в Берлине, в Людвигсбурге и других городах.
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682—1719) в содружестве с ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнгаузом (1651—1708).
Графу фон Чирнгауз, основателю стекольных заводов, в 1704 г. было поручено контролировать деятельность Беттгера — его по указу правителя Саксонии Августа Сильного содержали как пленника в Мейсене. Август Сильный поручил Беттгеру получить золото, однако эти опыты не увенчались успехом. Правитель разрешил Беттгеру открыть мастерскую по производству твердого фарфора. Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1709 г. , им был открыт его состав. Твердый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата) , в дальнейшем использовался полевой шпат.
Одно из первых изображений фарфора Meissen запечатлено на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара
Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Meissen тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.
По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Meissen производится около 175000 типов фарфоровых предметов.
В собрании Meissen хранится 200000 моделей майсенского фарфора разных периодов.
Скрещенные синие мечи — эмблема саксонского фарфора Meissen с почти трехсотлетней историей — это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью
Фарфор Meissen: история в датах
23.01.1710 - Придворная канцелярия Саксонии опубликовала «высочайший указ» на четырех языках: на латыни, французском, немецком и голландском об изобретении фарфора и основании фарфоровой мануфактуры.
06.06.1710 - Основание Porzellan-Manufaktur Meissen в крепости Альбрехтсбург.
с 1710 - Использование клейма на фарфоре в виде скрещенных мечей.
с 1739 - Постоянное производство луковичного декора фарфора Meissen.
1861 – 1864 Сооружение использующихся по сей день зданий Meissen в долине Triebischtal.
1912 – 1915/1916 Сооружение здания Музея фарфора, открытие “Schauhalle”
с 26.06.1991 - Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH (Государственная Фарфоровая мануфактура Meissen)
1996 - Открытие мастерской реставрации майсенского фарфора
2000 - Создан первый в мире орган с фарфоровыми трубами
2006 - 300-летие Йоганна Иоахима Кендлера, основателя европейского фарфорового дизайна
Что вы знаете о ЛФЗ (Ленинградском Фарфоровом Заводе)?
Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с
подробнее...