История сестричества в россии
Автор Andreus-ПАПА-Ndrey задал вопрос в разделе Другое
Какова история самой первой Общины сестер милосердия в России? Кто был основателем? и получил лучший ответ
Ответ от Лианата[гуру]
Общины сестер милосердия появились в России в первой половине XIX века. Большинство ученых считает, что прообразами общин стали аналогичные европейские заведения – лютеранские общины диаконисс и особенно католическая конгрегация дочерей Милосердия, созданная Викентием де Полем. У католиков же русские общины заимствовали название – сестры милосердия.
Отечественными прототипами сестер милосердия считаются женские общины послушниц, появившиеся после секуляризации 1764 года: монахини упраздненных монастырей переводились в штатные, а послушницы создавали общины по монастырскому уставу, но без монашеских обетов: они посвящали себя социальному служению, создавали богадельни, лечебницы, сиротские приюты, странноприимные дома. К тому же в XIX веке, в предреформенное и пореформенное время, появилось множество женщин, жаждавших самостоятельного участия в жизни и общественного служения, но не решающихся принимать монашество.
Другим русским прообразом общин сестер милосердия стали «сердобольные вдовы» из столичных Вдовьих домов, учрежденных императрицей Марией Федоровной в начале XIX века. В январе 1818 года государыня повелела выбрать 12 вдов-добровольцев хорошего поведения, которых направили в Мариинскую больницу сиделками и медсестрами.
Первая же в России община сестер милосердия (Свято-Троицкая) появилась в Петербурге в 1844 году. Ее учредили дочери Николая I великие княгини Мария и Александра Николаевны, а также принц Петр и принцесса Терезия Ольденбургские.
Община сестер милосердия имела целью «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями.
В нее принимались вдовы и девицы всех свободных состояний в возрасте от 20 до 40 лет. Сестра милосердия должна была отличаться «набожностью, милосердием, целомудрием, опрятностью, скромностью, добротой, терпением и безусловным повиновением постановлениям»
Первыми сестрами милосердия в России были барышни из высшего сословия, умеющие писать, считать, читать на нескольких языках, обладающие глубокой любовью к России и россиянам, овладевшие медицинскими знаниями и высоко чтившие свою профессию - сестры милосердия.
В 1848 году императором Николаем I был утвержден устав общины.
Источником средств для существования санкт-петербургской общины сестер милосердия были проценты с капитала, оставленного великой княгиней Александрой Николаевной, частные пожертвования и средства, вносимые некоторыми из сестер при вступлении в общину.
Количество сестер, входящих в состав общины, никогда не было особо велико. Первоначально их было 18, а в конце 1850-х годов – 24, а к концу XIX века количество сестер возросло до 80.
После октября 1917 г. Свято-Троицкая община сестер милосердия прекратила свое существование, однако лечебные учреждения продолжали функционировать. Они получили название «Больницы им. 5-летия Октябрьской революции».
В 1931 г. на ее базе была открыта первая в городе станция переливания крови. К маю 1932 года станция была преобразована в Ленинградский институт переливания крови.
С 1938 г. по наши дни этот институт располагается в здании по 2-й Рождественской (2-й Советской) , 16.
С 1993 г. он носит название Российского НИИ гематологии и трансфузиологии.
Источник:
Первой российской общиной сестер милосердия принято считать Свято-Троицкую общину, созданную в 1844 по примеру католических общин по инициативе вел. кн. Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской. В дальнейшем движение сестричества приняло в основном светский характер. Среди создателей и попечителей общин были жены, сестры и дочери российских императоров, представители виднейших российских родов. С образованием Российского общества Красного Креста (РОКК) большинство общин перешло под его ведение. Перед общинами был поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий, в том числе на театре военных действий.
В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Некоторые общины имели собственные лечебные и благотворительные заведения. Организованные при общинах курсы сестер способствовали становлению в России системы подготовки медицинских кадров. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.
Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х. В условиях катастрофической нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки право-славных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть… » .
Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств рапсространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
В России до XIX в. не существовало специальных учреждений, занимавшихся уходом за больными. Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к началу XIX в. , когда в 1803 г . при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны вдовьи дома, а при них — отделения сердобольных вдов. Лишь в 1844 г . великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская основали в столице первую в России общину сестер милосердия, с 1873/74 года получившую наименование Свято-Троицкая (до этого времени названия не имела) . По форме она являлась своеобразной калькой с западных образцов типа организаций протестантских диаконис или католических сестер Винсента де Поля, но на русской почве новое учреждение приобрело черты церковно-общинной структуры, по духу близкой к монашеской. В этом смысле Троицкая община станет прототипом для ряда других, но далеко не всех сестричеств, изначально тяготевших к полумонашеским уставам, хотя по форме благотворительной деятельности близких западным образцам. Эта характерная особенность, претерпев значительную эволюцию, сохранится вплоть до начала XX в.
25 октября 1854 г . великая княгиня Елена Павловна учредила в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Главным врачом и непосредственным руководителем общины стал замечательный русский хирург Николай Иванович Пирогов, который провел основательную реорганизацию общины. Любая женщина, желавшая вступить в нее, в течение года проходила под руководством старших сестер испытания в госпиталях: по окончании первого месяца срока, когда она еще оставалась «на наблюдении» , ей выдавалась форменная одежда. В период службы сестра не могла вступать в брак и обязывалась жить в общине. Отличившиеся каким-либо образом — ревностностью, особенным поведением, даже хорошим образованием, — могли быть приняты ранее установленного срока. Жалованья сестры не получали, но имели, помимо казенной одежды, стол и жилье. Непосредственной руководительницей сестер являлась настоятельница . Описанная структура в последующее время легла в основу устройства большинства российских общин сестер милосердия.
Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах
был использован при Петре-1.По его указу в 1715 г. были созданы
воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем
привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была
отведена отставным солдатам.
В 1812 году в Петербурге образовалось благотворительное Санкт-Петербургское женское Патриотическое общество
Женский труд гражданских больницах вновь начали
использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'.В тоже
время до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских
больницах, видимо, небыло. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России
началось в 1803 г., Когда появилась служба "сердобольных вдов".В этом же году
и в Москве и Питербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для
призрения неимущих.
В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербурского
"вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в
больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После
годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и
императрица на каждую посвящённую вложила особый знак -"Золотой Крест",на
одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ"
В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали
организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в Россииначинается
специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподование велось по
учебнику Х. Оппеля. Это было первое руководство на Русском языке для специальной
подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г.
В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии
Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение-первая
в России община сестёр милосердия, получившая название <Свято-Троицская>.
В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10
женщинам, получившим подготовку к общине. Община сужествовала на средства
благотворительных организаций.
Однако свои требования за больными в России предъявила Крымская война 1853-
1856гг.
В Петербурге для ухода за ранеными и больными нетолько на перевязочных
пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра
императора Николая-1)на свои средства учредила и организовала
крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и
больных войнах. Также она предложила знаменитому хирургу Н. И. Пирогову
организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н. И. Пирогов
принял предложение великой княгини. В октябре 1855г. в Севастополе Н. И. Пирогов
для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную
инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал
"исполнения опыта сестёр",считая что сёстры "не слепые исполнительницы
приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще".Членами общины
были женщины разных сословий и уровня образования.
Опишите пожалуйста характер великой княгини Елены Павловны?
Воспитанная во Франции немецкая принцесса со дня свадьбы говорила о себе: «Я - русская» , но не
подробнее...