шапка мономаха



шапка мономаха история происхождения

Автор A-stra задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

Какие существуют версии происхождения "шапки золотой", более известной как Шапка Мономаха? и получил лучший ответ

Ответ от Madeleine[гуру]
Шапка Мономаха. Конец XIII – начало XIV века
На изображении золотой остроконечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Хромолитография выполнена по рисунку известного художника XIX в. Ф. Г. Солнцева (1801 – 1892).
Наследственный венец русских царей, символ самодержавной власти в России. Единого мнения о происхождении «шапки Мономаха» не существует. Одни исследователи считают, что она среднеазиатской работы, другие – византийской, третьи – арабской.
Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года под названием «золотой» . Есть предположения, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Под именем Мономаховой она известна с 1498 года, когда Дмитрий Иванович (1483 – 1509) был венчан дедом, великим князем Иваном III (1440 – 1505) на великое княжение по византийскому образцу и объявлен его соправителем. В Успенском соборе Московского Кремля митрополит Симеон благословил Дмитрия, а Иван III «возложиша на него бармы Мономаховы и шапку» . Это было первое венчание на великое княжение.
В 1547 г. произошло важное событие в истории Русского государства: великий князь Иван IV был коронован «шапкой Мономаха» и объявлен «царем всея Руси» . «Шапка Мономаха» использовалась при венчании на царство всех русских государей до конца XVII века. Последним царем, на которого возложили этот венец, был брат Петра I – Иван Алексеевич.
По легенде, возникшей в конце XV века, «шапка Мономаха» была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства.
В конце XV - начале XVI вв. получила известность легенда о византийском происхождении "шапки Мономаха", якобы присланной императором Константином IX Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху. Эта легенда была использована при создании политической теории "Москва - третий Рим".
От киевских князей она перешла к владимирским, а затем к московским князьям. Легенда нашла отражение в декоративном искусстве – резных композициях трона Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля . Этим же сюжетам посвящены литературные памятники XV – XVI вв. – «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы и «Сказание о князьях Владимирских» .
В описи казны царя Ивана Алексеевича, составленной по указу Петра I в 1696 году, значится: «Шапка Царская золота сканная Мономахова, на ней крест золот гладкий, на нем по концам и по исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья в золотых гнездех, над яблоком яхонт желт, яхонт лазорев, лал, промеж ними три зерна гурмицких, да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовыя в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмицких на золотых спнях, окол соболий, подложена атласом червчатым, влагалище деревянное оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны» .
В настоящее время «Шапка Мономаха» хранится в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

Ответ от Екатерина Безрукова[новичек]
Версии её происхождения:
Этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров.
Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал.
Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века.

Ответ от Ѓженок[гуру]
По одним летописным сведениям Иван Калита благословил на царство своего старшего сына - Симеона Ивановича, по прозвищу Гордый, золотой шапкой. Среди других письменных источников эта шапка упоминается в духовных грамотах русских царей как движимое имущество, оставляемое наследникам. Впервые шапка упоминается среди дорогого платья и различных драгоценных предметов Ивана Калиты, которые он оставил как завещание своим детям. От Симеона - старшего сына, шапка перешла к его жене, а затем к Иоанну II, брату Симеона. Затем сыну последнего - Дмитрию Ивановичу Донскому. Дмитрий передал ее своему сыну - Василию Дмитриевичу. Таким образом, золотая шапка великими московскими князьями завещается старшим сыновьям, начиная с Ивана Калиты. В 1462 году об этой шапке упоминает Василий II по прозвищу Темный, а в 1498 году Иван III венчает этой шапкой на царство своего внука Дмитрия. Шапка становится символом, отражающим централизованную власть, сосредоточенную в Москве, и является свидетельством мощи русского государства, избавившегося к тому времени от так называемого татаро-монгольского ига. С Ивана III золотая шапка, получившая название "шапки Мономаха", становится символом высшей государственной власти. Ею венчаются на царство все русские цари до Петра I включительно. Последний, как известно, реформировал все стороны русской жизни и, в том числе, церемонию венчания на царство. Провозгласив в 1721 году Россию империей, он ввел обряд коронации с изменением форм государственных регалий. Так, перестали надевать бармы, заменив их специальной мантией, а шапку Мономаха уже не возлагали на голову императора, а несли впереди в торжественной процессии. шапка Мономаха имела особое значение среди регалий русских царей. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 1682 году для венчания на царство сразу двух братьев-соправителей, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, срочно изготовили "шапку Мономаха второго наряда". По форме она точная копия древнего венца. Но тулья у нее гладкая, украшенная лишь драгоценными камнями и жемчугом, в отличие от шапки Мономаха, тулья которой состоит из тончайшего сканого узора. Впервые упоминание о ней встречается среди оставленного в наследство имущества Ивана Калиты, т. е. в сороковые годы XIV столетия. При Василии III, вероятно, появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах. Однако Константин умер за 50 лет до того, как Владимир стал князем и, по мнению исследователей, эта легенда появилась для обоснования версии о преемственности власти русских царей от византийских императоров, а не от золотоордынских ханов, как это было на самом деле. Эта версия не была принята всерьез и европейскими дипломатами того времени, мнение которых сохранилось в исторической литературе. О том, что шапка Мономаха была передана Ивану I ханом Узбеком (1312 - 1342) впервые высказал предположение Г. Вернадский.

Ответ от Svetlana RADOMAN[гуру]
Cимвол преемственности власти и избранности русских правителей - золотая шапка Мономаха была выполнена в конце XIII - начале XIV в. Одни исследователи считают венец произведением византийских мастеров, другие полагают, что это среднеазиатская работа, третьи приписывают авторство арабским ювелирам.
Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года под названием «золотой». Есть предположения, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Под именем Мономаховой она известна с 1498 года, когда Дмитрий Иванович (1483 – 1509) был венчан дедом, великим князем Иваном III (1440 – 1505) на великое княжение по византийскому образцу и объявлен его соправителем.
По легенде, возникшей в конце XV века, «шапка Мономаха» была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства. От киевских князей она перешла к владимирским, а затем к московским князьям. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения. Не исключено, что так называемая шапка Мономаха представляет собой дар хана Узбека московским князьям (Юрию Даниловичу или Ивану Калите) либо изготовлена по их заказу восточными мастерами. О том, что шапка Мономаха была передана Ивану I ханом Узбеком (1312 - 1342) впервые высказал предположение Г. Вернадский.
Русская историографическая традиция, придерживалась версии о византийском происхождении данной шапки. Однако это мнение было оспорено позднейшими исследователями, который относил шапку к монгольскому времени. Наиболее серьезным исследованием по атрибуции шапки следует считать работу М. Г. Крамаровского, в которой он, отметает ее византийское происхождение; тщательный анализ технологии скани позволяет ему включить шапку в круг золотоордынских памятников. Центрами, где развивалась школа золотоордынской филиграни, М. Крамаровский считает Крым начала XIV века и поволжские города .
Опираясь на исследования ученых по атрибуции шапки Мономаха, а также известные нам материалы, характеризующие искусство волжских булгар и татар Волго-Уральского региона и родственных им тюркских народов, попытаемся дать собственную версию происхождения данной шапки. Важную роль в этом играют ее форма и орнаментация. Древнейшая часть - тулья составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются отверстия, сквозь которые подшивалась к ним изнутри матерчатая основа. Все пластины украшены сложным сканым узором из тончайшей золотой проволоки. Верхний колпачок с крестом был добавлен в XVI веке. Как считает ряд исследователей, вместе с имеющимся на шапке навершием, были добавлены и драгоценные камни с жемчугом, завершающие композицию шапки. Более того, по мнению А. Спицына, шапка возможно первоначально имела крест по типу "короны Джани-бека".

Ответ от Дама у камина[гуру]
Нашла такую информацию. Прямо скажу - научный тракт об истории происхождения Шапки Мономаха. Мне очень понравилось, судите сами:
А это старая общеизвестная версия: Особенно знаменит царский венец князя Владимира — шапка Мономаха. В русских летописях сохранилась легенда, в которой рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Византию, император добровольно выслал ему знаки царской власти. Этим он как бы передавал Руси древнейшие права Рима и Царьграда-Константинополя на власть.
Византийские послы поднесли великому князю киевскому святой крест животворящего дерева, золотую цепь и бармы - оплечья, отделанные жемчугом, Преподнесли они и царский венец — круглую шапку, украшенную соболиным мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Ею венчали на великое княжение и царство всех русских князей и царей.
Только когда царь Петр I стал императором, а Россия — империей, императоров начали короновать короной Российской империи. А шапка Мономаха и по сей день хранится в Москве, в Оружейной палате Кремля и хранит память о великом князе Владимире Его сила и мудрость когда-то спасли Русь от разорения, и имя его служило символом власти и разумного правления.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие существуют версии происхождения "шапки золотой", более известной как Шапка Мономаха?
спросили в 1055 год 1624 год
Расскажите, пожалуйста, историю происхождения короны.
Короны очень древнее происхождение. Само слово "корона" по-латыни означает "венок". Им украшали
подробнее...

Шапка Мономаха? Что это за шапка такая?
Раз вопрос задан в ГиС, рискну предположить, что речь идёт совсем не о головном уборе, а о
подробнее...
спросили в Другое
Что такое Шапка Мономаха?
В Оружейной палате Московского Кремля хранится великолепная реликвия прошлых веков Шапка Мономаха.
подробнее...
спросили в Другое Шапка
почему называется шапка мономаха? и кто назвал?
Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы
подробнее...
спросили в Шапка 1113 год
Какова история шапки Мономаха?
Есть версия, что знаменитая шапка Мономаха принадлежала не русскому царю, а была головным убором
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Значение
Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов
Шапка Мономаха

историческое - царский венец, хранившийся, по преданию, со времен
подробнее...
спросили в 962 год
Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов. При выполнении задания используйтесь книгой Н. С.
ШАПКА МОНОМАХА - золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с
подробнее...

История России в крылатых выражениях
Бить баклуши
Во всю Ивановскую
Водить за нос
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!подробнее...
спросили в 1435 год 1472 год
История герба РФ?
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы
подробнее...
спросили в 1439 год
какова история идиомы "Москва - Третий Рим"? +
В начале XVI века ученый старец Филофей из Пскова в споре с католиками, утверждавшими, что
подробнее...

Подскажите происхождение выраженя "Тяжела ты шапка Мономаха..."
Цитата из трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов", сцена "Царские палаты" (1831), монолог Бориса
подробнее...
спросили в 1533 год
Когда и почему московский князь Иван Грозный стал царём?
Великий князь “всея Руси” (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III. С кон. 40-х гг.
подробнее...
Шапка Мономаха на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шапка Мономаха
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*