Переславль залесский синий камень легенда
Автор Иринка задал вопрос в разделе Города и Страны
Где находится этот необычный камень, какие легенды с ним связаны? и получил лучший ответ
Ответ от ЁтервоZZа[гуру]
Синий камень по легенде, затопленный монахами Горицкого монастыря.
Впервые оказавшись в Переславле – Залесском удивляют две вещи – удивительное сочетание прекрасной по своей красоте природы и большое количество действующих монастырей на квадратный километр площади города. Причем некоторые из православных монастырей соседствуют с древними святилищами славянских богов, а иные и вовсе находятся на месте древних капищ.
Но самое интересное место, посещаемое не только туристами, но и многочисленными исследователями, самых различных направлений от уфологов и собирателей фольклора до ученых и историков находится неподалеку от села Городище на берегу Плещеева озера в нескольких километрах от Переславля-Залесского. Это - «Синь-камень» .
На вопрос, заданный местным жителям, чем он знаменит? Ответ всегда один – «Он исполняет желания» .
Подъезжая к камню первым, что видит путешественник, это деревья украшенные разноцветными лоскутами ткани, а в последнее время по тибетской традиции и появившимися квадратными флажками с нанесенными на них молитвами, которые, как считают тибетские монахи, раскачиваясь на ветру, доносят до бога молитвы верующих. Священники ближайших монастырей не любят «Синь-камень» и категорически не рекомендуют туристам бывать около него, а тем более загадывать желания, но редко кто прислушивается к советам монахов. Даже собственная паства не редко отметив какой-либо праздник в Никитском монастыре идет продолжать гуляние к Синь камню. И если в современном Переславле – Залесском между духом живущим в Синь камне и монахами многочисленных монастырей существует временное перемирие, то в прежние годы, на протяжении целых столетий между ними шла ожесточенная война, с непременной победой древне славянского божества.
В древности камню поклонялись сначала меряне, а затем и многочисленные народы северных славян, считая камень посредником между людьми и Ярилой – одним из самых светлых и почитаемых славянами богов весны, плодородия и мужской силы. Не даром большинство городов на Руси имеют в своем названии приставку «Яр» , а множество русских слов одноименный корень. Но в конце 9 века на Русь пришло христианство, которое огнем и мечом стало бороться с древней верой славян.
Печальная участь постигла и синь-Камень, его в 1152 году, в год официального основания Переславля – Залесского, скинули с горы, где он пролежал несколько тысяч лет. Однако местные жители не желая расставаться с любимым кумиром в отместку официальным властям подожгли город Клещин. По их мнению, Синь – камень обиды не простит, а все, что будет построено на вершине горы, ждет неминуемое разрушение. Силами княжеской дружины Юрия Долгорукого бунт подавили, но историю про Синь камень не забыли. Вскоре официальная власть смирилась, что жители Переславля и окрестных селений после служб в монастырях идут с требами к Синь камню. А история получила свое продолжение, когда в начале 13 века, на вершине Ярилиной горы, Александр Невский решил построить свою резиденцию, после этого она стала называться Александровой и сохранила свое название до сегодняшнего дня, хотя простые люди по прежнему именуют ее Ярилиной плешью. По началу работам мешала, какая то противоестественная сила, а когда они были закончены, резиденция постоянно подверглась различным разрушениям, то пожар, то ветер разрушали строение князя. Простояла резиденция очень не продолжительное время и была разрушена, а у подножия горы вдруг забил целебный источник.
В следующий раз боевые действия возобновились в начале 17 века, когда по приказу дьякона Семеновской церкви Ануфрия монахи выкопали большую глубокую яму и скинули в нее 12 тонный валун. И в этот раз местные жители с сарказмом не недовериям смотрели на действия монахов – всего через несколько лет камень чудодейственным образом преодолев несколько метров грунта и сам выбрался наружу.
Источник:
СтервоZZа
Гений
(82990)
я там была:)
про легенды не могу сказать) Но подобные щербатые камни встречаются у нас в Эстонии. У древних эстов они считались священными
загадка для историков
На берегу Плещеева озера. По легенде этот камень всё равно вернётся на своё место.
Си́ний ка́мень (Синь-ка́мень) — часть языческого святилища близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название свое камень получил оттого, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек и зёрен кварц-биотита. [1]
Толщина камня - 0,6 м, длина - 3,1 м, ширина - 2,6 м. Камень испещрен мелкими бугорками. [1] Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн. [2]
Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в IХ — XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.
Судьба Синего камня в христианское время
Камень сейчас находится у берега Плещеева озераНесмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозерного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.
Все изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола» , отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки. [3]
В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.
В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лед не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра. )
Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причем севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выперли весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов. [4] [5]
Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.
Синий камень в наши дни
Александрова гора, которую часто неверно считают прежним местоположением камняВ XIX веке нашумевшая история с Синим камнем порождает наивную легенду. В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалеку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой, кстати, некогда действительно находилось языческое святилище. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах.