славянские музыкальные инструменты



Музыкальные инструменты в сказках и легендах

Автор Madeleine задал вопрос в разделе Музыка

Русские народные музыкальные инструменты в сказках, преданиях, легендах? и получил лучший ответ

Ответ от A-stra[гуру]
Известно и то, что в благочестивой части нашего народа сложилась пословица: "Бог дал попа, а черт скомороха". Явление скоморошества, безусловно, восходило к языческим культам, и "нецеломудренные игрища" скоморохов, очевидно, во многом оправдывали свое название. Но оправданно ли отвергать на этом основании и народную музыкальную культуру, которую несли с собой скоморохи? И вот что особенно интересно. Рукописные сборники XVII века содержат статьи с проклятиями на музыкальные инструменты, которыми они пользовались - на гусли, домры, сопели, бубны. Наряду с гонениями на скоморохов при Алексее Михайловиче уничтожались русские музыкальные инструменты. И в то же самое время "на пиру у царя играл в орган немчин и в сурны и в трубы трубили..." Попросту говоря, уничтожалось отечественное и взамен него насаждалось чужое.
http://www.spektr.info/articles/kultura/116
В славянской музыкальной мифологии присутствуют мотивы по рванных и налаженных струн (иногда разбитый инструмент / вновь созданный инструмент). Мотив налаживания струн (музыкального инструмента) характерен, к примеру, для русских былин о Добрыне и Алеше Поповиче (иногда на месте Добрыни - Илья Муромец). Общий план повествования заключается в следующем. Добрыня уходит из дому на несколько лет, обещая жене вернуться через определенный срок. Однако не выполняет своего обещания, и жена, не дождавшись мужа, выходит замуж за крестного брата Добрыни - Алешу Поповича. Вернувшись домой, Добрыня не застает жену и узнает, что она выходит замуж. Тогда Добрыня переодевается в скоморошье платье, берет свои старые "замуравленные" гусельки, на которых за долгое время распустились струны. И является на свадебный пир, подтягивает гусельные струны, запевает песнь под видом скомороха. Жена по манере игры и по голосу узнает своего прежнего мужа и возвращается к нему. Он и брал жа все Добрынюшка Гусли звончатые Подтягивал жа он во гуслицах Струны шелковые... Заиграла жа тою песенку, Песню жалкую... да и горькую Ты, Марина, ты, Маринушка... Но, и спомни, ты, Маринушка, Как мы с тобою игрывали... Как мы венчалися... Как мы обручалися. (15, ч.1, №14) Восстановление прежнего мира, прежней пары "муж и жена" в данном сюжете происходит посредством струнного музыкального инструмента. Добрыня натягивает струны заново так. Словно бы натягивает нити-законы-порядок прежней, истинной жизни. Вновь звучащая натянутая струна подобна налаженному, гармоничному существованию. Согласное "пение" струн заставляет жену (как часть ранее существовавшей системы) вернуться на прежнее место: Он первой-от раз играл - она продумала, Он другой-от раз играл - она проплакала, Он третий раз играл - она слово молвила: "Не тот мой муж, кто подле меня, А тот, который супротив меня". (21, № 205, 209)
Таким образом, не только гармония мира, но и согласие между людьми связано с игрой на музыкальном инструменте.
Двум противоположным мирам служат и гусли в русской песне. В одном мире, гибельном для героини, хозяйничает "старый", в другом - "молодой", олицетворяющий жизнь: По Дунаю погуляю, Во беседу зайду, зайду, Во беседе сидит старый, Сидит старый-неудалый, На коленях держит гусли, Держит гусли лубяныя, На гуслях-то струны вожженые, Старый в гусли заиграет, Мое сердце замирает. Головушка с плеч валится, Белы ручки опустились, Резвы ножки подломились. По Дунаю погуляю, Во беседу зайду, зайду, Во беседе сидит ровня, На коленях держит гусли, Держит гусли звончатыя, На гуслях-то были струны, Были струны золотыя. Ровня в гусли заиграет, Мое сердце взрадовалось, Головушка поднялась, Белы ручки заиграли, Резвы ножки заплясали. (5, № 23) Заметим, что "старый" владеет лубяными гуслями, а "ровня" (молодой) - напротив - звончатыми с золотыми струнами. Можно сказать, что противопоставление старого и молодого, смерть и жизнь как бы делит изнутри мифологему музыкального инструмента на соответствующие мотивы (плохих лубяных и хороших звончатых гусель).
http://bank.orenipk.ru/Text/t30_23.htm -

Ответ от Єауст[гуру]
Садко (гусли)

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Русские народные музыкальные инструменты в сказках, преданиях, легендах?
Музыкальные инструменты славян на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Музыкальные инструменты славян
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*