Двухчастная форма в музыке
Автор Elena Epikhina задал вопрос в разделе Музыка
Что такое сложная двухчастная форма? и получил лучший ответ
Ответ от *[гуру]
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА - музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную.
В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию - в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф. - безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части - также изложение темы.
Это соотношение наиболее распространено в форме типа «запев - припев» . Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн России) . В др. случаях припев контрастирует запеву (песня «Москва майская» Дан. и Дм. Покрасс) . Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения «запев - припев» (романс «Ель и пальма» Н. А. Римского-Корсакова) .
В однотемной Д. ф. функция 2-й части - развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 «Аппассионата» , многие вальсы Шуберта) .
В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. «квадратной» структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов) .
Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Трёхчастная форма) .
Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться. Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой.
При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части. )
В Д. ф. типа «запев - припев» обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности) . В результате возникает куплетная форма (см. Куплет) .
Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру) , так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.
Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф. , в которой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта) , иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть - период типа развёртывания.
Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях - и к тональности параллели) . 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии) , приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.
В сложной Д. ф. объединяются 2 части, из которых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф. , как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я - собственно арию или песню («Гадание Марфы» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина») .
Источник:
В сложной двухчастной форме, как и в сложной трехчастной, одна из частей образует простое двух- или трехчастное построение, а вторая не имеет более сложной структуры.
В сложной двухчастной форме, как и в сложной трехчастной, одна из частей образует простое двух- или трехчастное построение, а вторая не имеет более сложной структуры.
Разновидности сложной двухчастной формы определяются содержанием ее второй части.
Если в ней проводится последующее развитие тематического материала первой части, то ее можно определить как форму с последующим развитием А+А1 (безрепризную и репризную) .
В случае, когда вторая часть проводит новый тематический материал, образуется контрастная форма (А+В) .
Безрепризная двухчастная форма, которая встречается в произведениях доклассического стиля, характеризуется тем, что вторая часть начинается с нового, иногда разработочного развития материала, но с подобным предыдущему развитию в конце части.
В ряде случаев, например, в прелюдиях Й. С. Баха из "ДТК" грань между разделами становится менее очевидной, а развитие настолько непрерывным, что внутренние построения (волны мелодичного развития) приобретают характер ряда фаз, подчиненных единственному целому.
Репризная двухчастная форма характеризуется тем, что вторая часть начинается с повторения первой части (часто на кульминации) и дальше развивается несколько другим путем.
Она используется в творчестве Й. С. Баха, но особенно характерна для романтиков (большие размеры и сложное развитие материала) .
При этом модуляционное развитие становится свободнее (используются далекие тональности) .
Интересным образцом сложной репризной двухчастной формы является Анданте сонаты Моцарта № 15 (До-мажор). В нем можно выделить две простые двухчастные формы, причем второй период второй части является варьируемой репризой первого периода первой части, а первый период второй части дает изменение лада (одноименный минор) без изменения тематического материала.
Форма типа А+В (контрастная) принадлежит к очень редким в инструментальной музыке. Причина заключается в том, что эта форма, основываясь на коренном контрасте обоих частей, не дает тематического завершения целому.
Зато в вокальной музыке, где связывающим целое элементом есть поэтический текст (а в оперной музыке - и драматическое действие) , такие формы являются частым явлением. Сквозное развитие в таком случае является формотворческим фактором, а незавершенность произведения (отсутствие репризы) - моментом выражения.
Здесь можно отметить разнообразие конкретных решений, соотношения частей по принципу сопоставления: отличия их функций, размеров и степени развития.
Что касается тонального развития, то во второй части чаще всего встречаются параллельная, одноименная или главная тональности.
Достаточно необычным со структурной и тональной точки зрения является ноктюрн ор. 15 № 3 соль-минор Ф. Шопена.
Обе части здесь составляют кардинальный жанровый контраст (сольная лирика - хорал) , фактурный и тональный (соль минор – Фа мажор ).
Это несколько необычное секундовое соотношение сохраняется на протяжении почти всей пьесы, и только в самом ее окончании снова возвращается соль-минор, причем даже не особенно подчеркнуто.
К этому нужно еще прибавить, что каждая из частей излагается в простой двухчастной форме.
Подскажите примеры циклических произведений...
Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных
подробнее...
Какие национальные танцы в Италии? Желательно ритмичные.
1)Гальярда (итал. gagliarda, фр. gaillarde, буквально «веселая» , «бодрая» ) — старинный танец
подробнее...
как называется несколько самостоятельных произведений объеденёных ощей темой музыка
Думаю, что это СЮИТА. .
подробнее...
Перечислите музыкальные формы. Например, симфония...
Музыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной
подробнее...
что значит припев
Припев
часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне —
подробнее...
Мазурка. Что за танец? Почему так называется? История танца?
Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители
этого региона
подробнее...
почему трехчастная форма более динамичная,чем двухчастная
Экспозиция, разработка и реприза. Тут есть где развернуться)
Но не всегда она более динамична и
подробнее...