Автор A-stra задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Чем уникальна серия "Прозрачность" Б. А. Смирнова-Русецкого? и получил лучший ответ
Ответ от Vlyudm[гуру]
Художник любил изображать переходные состояния природы: еще не погасший вечер, зыбь рождающегося утра, позднюю осень или раннюю весну, когда природа так таинственно-сокровенна, одухотворена, пронизана каким-то «светом невечерним» , полна особого музыкального звучания. Дивная сказка зимних сумерек в картине «Морозный вечер» (1989) написана с раннего рисунка 30-х годов из сохраненного О. А. Беляевой альбома Смирнова-Русецкого.
Цикл «Прозрачность» - один из наиболее полно художественно разработанных, глубоко философски осмысленных циклов художника. Он включает в себя более 260 картин и не меньше этюдов. Тема «прозрачности» не была преходящей для художника. Идея двоемирия составляла стержень мировоззрения его, верного последователя философских идей Рерихов. Художник был верен им всю жизнь и наиболее адекватно выразил в этом цикле.
Об этом замечательно сказал поэт, писатель и философ Юрий Владимирович Линник в стихотворении «Кредо» из цикла, посвященного творчеству Смирнова-Русецкого:
Прозрачным по прозрачному пишу,
Прозрачность наблюдаю
Сквозь прозрачность,
Накладывая планы друг на друга,
Как слюдяные чистые слои.. .
Сумерки. Лесная просека в дымке почти осязаемого, морозного голубовато-лилового воздуха, делающего даже передний план картины - силуэты выстроенных по бокам просеки масс деревьев нерезкими, оплавленными. А дальше, как бы сквозь хрусталь тонкого льда, массы и формы утончаются, тая в сиреневой дымке, и даже зябкое зимнее небо какого-то невыразимого цвета, с серпом одинокого, еле видного в морозном ореоле месяца, растворяются и тают в вышине. А в центре картины окутанная изморозью сосна, как будто не успевшая спрятаться в глубине леса, да так и уснувшая до весны в пушистом лилово-синем снежном одеяле. Природа спит, но она оживлена внутренними токами, потому что от казалось бы уснувшей сосны исходит еле заметное сияние, «несказанный свет» , по выражению Ю. В. Линника, и, может быть, она тихо ведет свою волшебную беседу с небом и этим молодым месяцем, вышедшим ей навстречу. Тихо и торжественно, как в храме. И какая-то манящая сила заставляет взглядом уходить всё дальше в глубь прозрачных планов, слиться там, в бесконечности, с небом. Как созвучен этот пейзаж просветленной душе человека, обращенной в творческом порыве к поискам вечной истины и сущности бытия.
Б. А. Смирнов-Русецкий объединяет свои картины в цикл, располагаясь в закономерной последовательности, полотна всесторонне раскрывают ту или иную тему. Циклы - это своего рода целостные сверхорганизмы: как в гармоничных многогранниках, в них связано и цельно отражается Космос. Цикличность очень характерна для русской поэзии XX века, после Чюрлениса и Рериха тенденция к объединению картин в циклы стала характерна и для живописи. Б. А. Смирнов-Русецкий в полной мере освоил сложную технику цикла, выстраиваясь в органичный музыкальный ряд, холсты художника воспринимаются как непрерывное целое. Поэтому в них есть что-то от процессности музыкального произведения: созерцать картины мастера - как слушать прекрасную музыку.
Таков цикл “Прозрачность”: подобно шопеновским этюдам, картины как бы набегают друг на друга, одна продолжается в другой. И при этом каждая неповторима, индивидуальна' Но все же лишь в контексте всей серии она воспринимается со всей полнотой.
Цикл “Прозрачность” не только внутренне музыкален, он еще и по-настоящему философичен. Конечно, философию этого цикла нельзя изложить на дискурсивном языке, многое тут раскрывается через молчаливое сопонимание, через озарение.
Луч интуиции высвечивает небывалые дали! и нигде не встречает преград па своем пути: он беспрепятственно проходит сквозь кроны деревьев, сквозь камень. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей вселенной брезжат иные вселенные. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих Друг в Друге, перед нами прозрачный образ прозрачной бесконечности....
Источник: Вот здесь можно почитать о художнике и посмотреть картины
в дополнение
Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993) - продолжатель традиций русского космизма, член группы художников "Амаравелла", возникшей в России в 20-х годах ХХ века. В своих необычайно смелых по мысли картинах эти художники-космисты воплощали то, о чем писали ученые К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский.
Одно из положений Манифеста группы "Амаравеллы" звучит так: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира". Художники настаивали на "несказанности" своего искусства, его проникновении в "нездешнее". Они пытались соединить земное и небесное, реалистическое и фантастическое. Именно эта попытка синтеза, поиск гармонии мира так интересны в их творчестве. Большое влияние на творчество художников "Амаравеллы" оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами.
К сожалению, члены группы "Амаравелла" разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. В 30-х годах группа была репрессирована. Космическое искусство на долгие годы оказалось под запретом.
Борис Смирнов-Русецкий возобновил выставочную деятельность в 60-е годы и обрел известность в художественных кругах. Несмотря на 15 лет, проведенных в Гулаге и ссылке, мастер оставил нам щедрый дар: более 2 000 картин и около 2 000 этюдов. Образный ряд творчества художника очень широк. Он создал более 40 циклов картин, среди которых наиболее значительны "Прозрачность", "Космос", "Знаки древности", "Север", "Осенние раздумья", "Монастыри и храмы Руси", "Острова в пространстве"... Циклы-размышления, циклы-настроения, циклы-воспоминания. И каждому циклу присущи тонкий лиризм и глубокая философичность.
Особенность живописи Б. Смирнова-Русецкого в том, что он воспринимает природу не только как часть Земли, но и как часть Вселенной. Отвечая на призыв Н. К. Рериха осознать красоту Космоса, Б. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих картинах единство Космоса, выразить Беспредельность в великом и в малом. Поэтому его пейзажи становятся не просто изображением природы, а отражением человеческой души. Природа на его картинах живая, думающая, размышляющая о вечном… Луч интуиции художника высвечивает небывалые дали. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей Вселенной брезжат иные миры. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих друг в друге, открывая перед зрителем прозрачный образ Беспредельности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, притягивает, настраивает на сосредоточенное внимание, которого нам так не хватает в сегодняшней суматошной жизни.
"Главная задача, - писал художник, - углубление духовности в жизни и в искусстве". Мудрость, одухотворенная любовь к жизни, людям, природе, светят нам с его полотен. И будут светить до тех пор, пока не иссякнет в человеке жажда Красоты, что помогает ему совершенствоваться…
Какие деятели искусств входили в художественную группу "Амаравелла"? Что характерно для их творчества?
Художественная группа “Амаравелла”, объединившая первых в нашей стране художников - космистов.
подробнее...