Источники по истории смуты
Автор 331 группа ТГУ задал вопрос в разделе Города и Страны
оценки смутного времени в историографии и получил лучший ответ
Ответ от Helga[гуру]
Смута (Смутное время) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– нач. 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие) , самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
Современники говорили о Смуте как о времени «шатости» , «нестроения» , «смущения умов» , которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в. , делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время) . В 19– нач. 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И. И. Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада» , поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
Понятие «Смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С. М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение.
По мнению К. С. Аксакова и В. О. Ключевского, в центре событий была проблема законности верховной власти. Н. И. Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. Подобный взгляд высказывал американский историк Дж. Биллингтон- он прямо говорил о Смуте как о религиозной войне. И. Е. Забелин рассматривал Смуту как борьбу между стадным и национальным принципами. Представителем стадного принципа являлось боярство, жертвовавшее национальными интересами ради собственных привилегий. Такая мысль не чужда была и Ключевскому.
Значительный блок в историографии Смуты занимают труды, где она представлена как мощный социальный конфликт. С. Ф. Платонов видел несколько уровней этого конфликта: между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством и др. Н. Н. Фирсов в 1927 говорил о крестьянской революции как о реакции на развитие торгового капитала.
Если в дореволюционной историографии политические, морально-этические и социальные аспекты Смуты были представлены как относительно равноценные, то советская историография явный крен делала в сторону только социальных факторов, как правило, абсолютизируя их. Интерпретируя события Смутного времени исключительно как «крестьянскую революцию» , историки-марксисты отвергли сам термин «Смута» . М. В. Нечкина заявила в 1930, что этот термин был принят, главным образом, в дворянской и буржуазной исторической литературе, «возник в контрреволюционных кругах и заключает отрицательную оценку революционного движения» . Понятие «Смута» было надолго вытеснено формулировкой «крестьянская война под руководством Болотникова» , что нашло отражение в работах М. Н. Покровского, И. И. Смирнова, Б. Д. Грекова, А. М. Сахарова, В. И. Корецкого и др.
Односторонность подходов и оценок постепенно изживалась. Появились работы, где анализу подвергается весь спектр причин и проявлений Смуты. Большое количество работ написано Р. Г. Скрынниковым, в них приведен обширный фактический материал, показана подлинная роль личностей, участвовавших в событиях, в том числе и Болотникова.
В. Б. Кобрин определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий- сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых»
Источник:
Дискуссии о характере опричнины. Какие существуют дискуссии о характере опричнины
У опричнины удивительная судьба: долгое время она была темой публицистических споров, но не
подробнее...
Татары, какова история народа, какие корни?
О татарском народе, его происхождении и образовании много писали, выдвигали разные версии.
подробнее...
билет по истории россии Россия на рубеже 16-17 веков кратко но все основное только быстрее
На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская
подробнее...
Сколько...
14 царей (включая Петра Алексеевича Романова) и 14 императоров (включая Петра I)
подробнее...
Что за город Рыльск где он, по истории это Россия?
Город Рыльск расположен в 120 км к западу от Курска на высоком правом берегу реки Сейм, между
подробнее...
Причины распада Золотой Орды. Завтра утром уже сдавать! Надо кратенько! Помогите, пожалуйста!
Золотая Орда была искусственным и непрочным государственным объединением. Население Золотой Орды по
подробнее...
как звали дочь Петра 1?
У него было две дочери: Анна и Елизавета! Последняя стала русской
подробнее...
История средних веков! Мода Византии
В византийском костюме все представляется прямолинейным и плоским, все скрывается. Общее
подробнее...
какова была Боярская дума до Смуты?
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при
подробнее...
Сколько и какие самозванцы правили Русью во время смуты?
Борис Годунов - Путь к трону для Годунова был нелёгким. В удельном городе Угличе подрастал
подробнее...
Основное в истории табака (от истоков до настоящего времени) ? В какой стране и когда?
До Колумба
История табакокурения известна достаточно хорошо. Некоторые исследователи
подробнее...
Смута: причина, основные события, итоги последствия?
СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис,
подробнее...