Автор Елизавета Головинова задал вопрос в разделе Литература
Помогите с анализом!! ! Что сближает стихотворение А. К . Толстого "Средь шумного бала, случайно... " со стихотворением Ле и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Совершенно разные поэтические и психологические решения одной биографической темы.
"Средь шумного бала, случайно... ". Стихотворение обращено к
С. А. Миллер, будущей жене поэта. Толстой познакомился с нею в декабре
1850или в январе 1851 г. на маскараде в Петербурге.
Софья Андреевна была женщиной незаурядной. Она не блистала красотой, зато отличалась великолепной образованностью, безукоризненным вкусом и музыкальностью, а пела, по воспоминаниям современников, как ангел. До последних дней жизни А. К. Толстой сохранил первозданную чистоту своего чувства.
Тема произведения – «случайная» встреча двух близких по духу людей. Основные мотивы – смятение, переполнявшее душу поэта, внутреннее волнение, любование незнакомкой. Художественная идея стихотворения наиболее точно выражена в строках: Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.
В стихотворении есть образ лирического героя и образ прекрасной незнакомки.
Жанр – лирический монолог героя. Личностность изложения выражена местоимениями первого лица ( я видел, я знаю, мне понравился, люблю я) . Стихотворный размер – амфибрахий.
Поэт использует перекрестный способ рифмовки (абаб) . Рифмы точные, простые, женские (случайно – тайна) и мужские (суеты – черты) . Женские рифмы придают тексту мягкость и нежность.
Стихотворение состоит из пяти строф и трех частей. В первой части поэт говорит о слу-чайной встрече на балу с прекрасной незнакомкой, во второй – описывает незнакомку
( маскарадная маска («тайна твои покрывала черты») , тонкий стан, задумчивый вид, печальные очи, смех «и грустный и звонкий» , дивно звучащий голос) , в третьей части звучит признание в любви.
Богатство душевных движений автора выражено с помощью лексики (тревога, печаль, грезы, любовь) . Поэт использует возвышенные поэтические образы (свирель, очи, тайна) , придающие стихотворению изысканность и утонченность.
Эпитеты (отдаленная свирель, мирская суета, неведомые грезы, одинокие часы) и сравнения («как звон отдаленной свирели» , «как моря играющий вал» ) придают тексту образную выразительность.
Смятение, переполнявшее сердце поэта, передано с помощью антитезы (печальные очи – веселая речь) , подчеркнуто глаголами со значением неуверенности (не знаю, люблю ли) .
Анафоры во 2,4,5 строфах («как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал» ,
«я вижу печальные очи, я слышу веселую речь» , «и грустно я так засыпаю,
и в грезах неведомых сплю» обеспечивают стихотворному тексту интонационную выразительность.
Инверсия («тебя я увидел» , «часы одинокие ночи» , «моря играющий вал» ) усиливает эмоциональную нагрузку речевых конструкций. Стихотворение наполнено звуками: шум бала, веселые разговоры, звонкий смех. Фонетический строй произведения вызывает слуховые ассоциации.
Повторы согласных звуков (ш, ч, т) помогают воссоздать атмосферу бала, услышать шелест дамских платьев, шорох бальных туфелек по паркету ( шумного, случайно, очи, черты, печально, задумчивый, звучит, тайна, стан) .
Cтихотворение окутано покровом чарующей тайны. В нем соединились два мира (волшебный и реальный, мирская суета и неведомые грезы) . Читаешь и уходишь в мир хрупкой мечты, фантазии, понимаешь, как много значит в жизни человека любовь.
"Средь шумного бала... "связано со стихотворением Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски... ". «Средь шумного бала» , написанное на лермонтовский-но лишившийся многотонности -лирический сюжет.
см .далее ссылка
Текст стихотворения Высоцкого и бережно держа, и бешенно кружа он мог бы..
Белый вальс (Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов... )
Какой был бал! Накал
подробнее...
анализ стиха лермонтова ЛИСТОК
Тема стихотворения - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире.
подробнее...
характеристика Ленского. "Евгений Онегин"
Ленский — герой романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина
подробнее...