стадиальный подход



Автор Marise задал вопрос в разделе Образование

Историки! Нужна ваша помощь!! ! Расскажите о формационном и цивилизационном подходах к анализу исторического процесса! и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Иванова[новичек]
Существуют два подхода к исследованию динамики человеческой истории. Первый из них – стадиально-поступательный (линейный, формационный) – заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в его истории.
Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление и в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация, и в подразделении человеческой истории на охотничье-собирательский (пастушеский) , землевладельческий и торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, А. Смит). Также выделены в истории человечества пять всемирно-исторических эпох: древневосточная (IV-II тыс. до н. э.) , античная (VIII в. до н. э. -V в. н. э.) , средневековая (VI-XV вв.) , новая (конец XV в. -1917 г. ) и новейшая (1917-…). Более общепринятым рамках новоевропейской традиции постренессансного времени стало деление истории на три поступательные стадии исторического процесса – древность, средние века, Новое время.
В марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Именно ее имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории.
Второй подход, который обычно называют цивилизационным (нелинейным) , истекает из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований (цивилизаций) , каждое из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю.
Реальность мировой истории, по мнению К. Ясперса, обусловлена, прежде всего, духовным единством человечества. Начало всемирной истории он называет «осевым временем» (с 800 по 200 гг. до н. э.) , когда в великих культурах древности, в сфере их влияния, начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества. Независимо друг от друга в разных местах – в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции – возникают духовные движения, способствующие формированию того типа человека, который существует и поныне. В «осевую эпоху» рождаются и мировые религии, пришедшие на смену язычеству, и философии, сменившие мифологическое сознание. Это было пробуждением духа, началом общей истории человечества, которое распадалось до того на локальные, не связанные между собой культуры. Ясперс выделяет и «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки) , которые, создавая свою историю, заложили основу единой духовной сущности человека и его истории. В рамках данного подхода понятию «цивилизация» дается всемирно-историческая интерпретация.

Ответ от Катя шульц[активный]
2 исторических похода было

Ответ от Вячеслав Фролов[гуру]
формационный - подразумевает смену одной социально-экономической формации другой поочередно (первобытнообщинный строй- рабовл. -феодальный- капиталистический - социалистический- коммунистический) основывается на историческом материализме Маркса.
цивилизационный - поразумевает рождение и гибель цивилизаций в своеобразной борьбе за выживание (напр - египетская, римская - погибли. Западная, русская - еще живут) историк А. Тойнби (самый выдающийся сторонник цив подхода) выделял 23 цивилизации (кажется 23)

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Историки! Нужна ваша помощь!! ! Расскажите о формационном и цивилизационном подходах к анализу исторического процесса!
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*