стихи в прозе
Автор Димка Сеичь задал вопрос в разделе Литература
что такое стихотворение в прозе? и получил лучший ответ
Ответ от Валерия Пашинская[активный]
Один из ярчайших представителей ИС Тургенев. Это очень складный, но без рифмы, текст, зачастую романтического содержания.
Ответ от Жемчужина[гуру]
В виде коротких предложений, почти без рифмы.
В виде коротких предложений, почти без рифмы.
Ответ от Sturnus[гуру]
Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) – промежуточный жанр между лирикой и прозой.
Теория и история
Отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого) , ни со свободным стихом (верлибр) , широко распространившимся в XX в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.
Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом, его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика Алоизиюса Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (опубл. 1842). В общем смысле, это верно, но здесь необходимы уточнения. Становление стихотворений в прозе стоит связывать с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классицистский канон – прежде всего, переживаний самостоятельной личности, проявлений «нового героизма повседневности» (Бодлер) , интереса к чужому, необычному, странному. В более конкретном плане, на становление жанра повлияли прозаические переводы экзотической поэзии или их мистификации у ранних романтиков: таковы французские, а потом и другие переложения «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона (опубл. 1760-1763, переводы появились позже) , таковы «Мадагаскарские песни» Эвариста Парни (1787), позднее – «Гузла» Проспера Мериме (1827). В этом контексте складываются и осознаются как новый жанр первые пробы стихотворений в прозе у «малых романтиков» во Франции – поэмы «Амеде» Жюля Барбе д’Оревильи (1833, опубл. 1889), «Кентавр» и «Вакханка» Мориса де Герена (1838), упомянутый выше «Гаспар из Тьмы» А. Бертрана, «Книга прогуливающегося» Жюля Лёфевр-Дёмье (1854) и др. Их находки становятся толчком для поисков Бодлера, который дает жанру собственное имя и порождает впечатляющий пример своими «Стихотворениями в прозе» (1855-1864, по мере появления публиковались в периодике). Тургенев в его «Стихотворениях в прозе» (1882, начало работы – 1876) уже может опереться на эту богатую традицию. Примерно в это же время к жанру стихотворений в прозе обращается в Германии Детлев фон Лилиенкрон («Поездки адъютанта и другие стихотворения» , 1883). Блестящие образцы жанра создают в 1860-1880-х годах французские символисты и проклятые поэты – Малларме, Рембо, Лотреамон, Ш. Кро и др.
В России линию Тургенева продолжил Иннокентий Анненский; своеобразные опыты в этом жанре оставила Елена Гуро. В более поздние годы замечательные образцы стихопрозы дали Вадим Козовой и Генрих Сапгир. Еще более недавним образцом жанра явились опубликованные в 2000 году "прозостихи" Анатолия Кудрявицкого.
Впрочем, после поэтического авангарда первой трети XX в. (кубизм, дада, сюрреализм) само жёсткое противопоставление поэзии и прозы все чаще признается упрощенным и устаревшим – видимо, одним из последних случаев его употребления в экспериментальной словесности можно считать книгу Пьера Реверди фр. Poèmes en prose (1915). Макс Жакоб, Анри Мишо, Рене Шар, Франсис Понж, а за ними – Ив Бонфуа, Жак Дюпен, Филипп Жакоте, Мишель Деги и др. , хотя их миниатюры и не записаны «в столбик» , пишут уже стихотворения, а не стихотворения в прозе, которые именно так воспринимаются теперь и читателями, и критикой.
Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) – промежуточный жанр между лирикой и прозой.
Теория и история
Отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого) , ни со свободным стихом (верлибр) , широко распространившимся в XX в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.
Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом, его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика Алоизиюса Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (опубл. 1842). В общем смысле, это верно, но здесь необходимы уточнения. Становление стихотворений в прозе стоит связывать с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классицистский канон – прежде всего, переживаний самостоятельной личности, проявлений «нового героизма повседневности» (Бодлер) , интереса к чужому, необычному, странному. В более конкретном плане, на становление жанра повлияли прозаические переводы экзотической поэзии или их мистификации у ранних романтиков: таковы французские, а потом и другие переложения «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона (опубл. 1760-1763, переводы появились позже) , таковы «Мадагаскарские песни» Эвариста Парни (1787), позднее – «Гузла» Проспера Мериме (1827). В этом контексте складываются и осознаются как новый жанр первые пробы стихотворений в прозе у «малых романтиков» во Франции – поэмы «Амеде» Жюля Барбе д’Оревильи (1833, опубл. 1889), «Кентавр» и «Вакханка» Мориса де Герена (1838), упомянутый выше «Гаспар из Тьмы» А. Бертрана, «Книга прогуливающегося» Жюля Лёфевр-Дёмье (1854) и др. Их находки становятся толчком для поисков Бодлера, который дает жанру собственное имя и порождает впечатляющий пример своими «Стихотворениями в прозе» (1855-1864, по мере появления публиковались в периодике). Тургенев в его «Стихотворениях в прозе» (1882, начало работы – 1876) уже может опереться на эту богатую традицию. Примерно в это же время к жанру стихотворений в прозе обращается в Германии Детлев фон Лилиенкрон («Поездки адъютанта и другие стихотворения» , 1883). Блестящие образцы жанра создают в 1860-1880-х годах французские символисты и проклятые поэты – Малларме, Рембо, Лотреамон, Ш. Кро и др.
В России линию Тургенева продолжил Иннокентий Анненский; своеобразные опыты в этом жанре оставила Елена Гуро. В более поздние годы замечательные образцы стихопрозы дали Вадим Козовой и Генрих Сапгир. Еще более недавним образцом жанра явились опубликованные в 2000 году "прозостихи" Анатолия Кудрявицкого.
Впрочем, после поэтического авангарда первой трети XX в. (кубизм, дада, сюрреализм) само жёсткое противопоставление поэзии и прозы все чаще признается упрощенным и устаревшим – видимо, одним из последних случаев его употребления в экспериментальной словесности можно считать книгу Пьера Реверди фр. Poèmes en prose (1915). Макс Жакоб, Анри Мишо, Рене Шар, Франсис Понж, а за ними – Ив Бонфуа, Жак Дюпен, Филипп Жакоте, Мишель Деги и др. , хотя их миниатюры и не записаны «в столбик» , пишут уже стихотворения, а не стихотворения в прозе, которые именно так воспринимаются теперь и читателями, и критикой.
Ответ от Ксюша[активный]
это стиль Маяковского!
это стиль Маяковского!
Ответ от Жанна Вертинская[гуру]
У Тургенева естьстихи в прозе. У меня есть анализ стиха "Воробей".
У Тургенева естьстихи в прозе. У меня есть анализ стиха "Воробей".
Ответ от Jf Lunaman[активный]
А стихотворение это не всегда в рифму, почитайте библию, там стихи без рифм .
А стихотворение это не всегда в рифму, почитайте библию, там стихи без рифм .
Ответ от Владимир Чернов[гуру]
Вы можете сказать, что такое деревянное железо?
А круглый квадрат?
А невесомая тонна?
Так вот стихотворение в прозе - это тоже из этого разряда!
Стихотворение - произведение поэтическое, которое имеет свои особенные, специфические составляющие:
1. Ритм.
2. Строфика
3. Рифма
Ничего подобного нет в прозе.
Стихотворение в прозе - термин условный. Это означает, что одни считают, что есть в природе такое, а другие, наподобие меня и многих литературоведов, поэтов, лингвистов, напрочь отвергают это.
Этот термин ввел в русскую поэтику И. Тургенев. Он, очевидно, решил подтянуть ряд своих экспериментальных произведений до уровня поэзии. Недотянул только, а термин, введенный им, пошел кочевать от автора к автору, от исследователя к исследователю.
Вот пример так называемого стихотворения в прозе того же И. Тургенева (он как раз относит его к этому понятию) :
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; усталость овладевала мною.
Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно в черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб.
— Мы еще повоюем, черт возьми!
Ну где вы тут видите стихотворение? Причем тут поэзия?
Вы можете сказать, что такое деревянное железо?
А круглый квадрат?
А невесомая тонна?
Так вот стихотворение в прозе - это тоже из этого разряда!
Стихотворение - произведение поэтическое, которое имеет свои особенные, специфические составляющие:
1. Ритм.
2. Строфика
3. Рифма
Ничего подобного нет в прозе.
Стихотворение в прозе - термин условный. Это означает, что одни считают, что есть в природе такое, а другие, наподобие меня и многих литературоведов, поэтов, лингвистов, напрочь отвергают это.
Этот термин ввел в русскую поэтику И. Тургенев. Он, очевидно, решил подтянуть ряд своих экспериментальных произведений до уровня поэзии. Недотянул только, а термин, введенный им, пошел кочевать от автора к автору, от исследователя к исследователю.
Вот пример так называемого стихотворения в прозе того же И. Тургенева (он как раз относит его к этому понятию) :
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; усталость овладевала мною.
Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно в черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб.
— Мы еще повоюем, черт возьми!
Ну где вы тут видите стихотворение? Причем тут поэзия?
Ответ от Георгий телегин[новичек]
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
Ответ от Кристина Гришина[активный]
Стихотворение в прозе - это особый жанр литературы, в котором рифмы как таковой и нет. Они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.
Стихотворение в прозе - это особый жанр литературы, в котором рифмы как таковой и нет. Они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.
Ответ от Александр Прохоров[новичек]
Стихотворение в прозе - это складный, но без рифмы, текст, обычно романтического содержания.
Стихотворение в прозе - это складный, но без рифмы, текст, обычно романтического содержания.
Ответ от Екатерина Давыдова[гуру]
Стихотворение в прозе (фр. Poeme en prose, petit poeme en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено. При дальнейшем повышении ритмической упорядоченности текста, выходящей за пределы речевой нормы, возникают такие смежные со стихотворением в прозе формы, как версэ и ритмическая проза (в русской традиции ассоциирующаяся, прежде всего, с именем Андрея Белого); по другую сторону стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в частности, афоризм). Не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана стихоразделами
Стихотворение в прозе (фр. Poeme en prose, petit poeme en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено. При дальнейшем повышении ритмической упорядоченности текста, выходящей за пределы речевой нормы, возникают такие смежные со стихотворением в прозе формы, как версэ и ритмическая проза (в русской традиции ассоциирующаяся, прежде всего, с именем Андрея Белого); по другую сторону стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в частности, афоризм). Не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана стихоразделами
Ответ от Нина пороховая[новичек]
стихотворение в прозе это краткий рассказ без рифмы но с поучительной концовкой
стихотворение в прозе это краткий рассказ без рифмы но с поучительной концовкой
Ответ от Егор рябов[новичек]
кароче прост текст
кароче прост текст
Ответ от Владислав Пророк[новичек]
Стихотворение в прозе-это литературная форма, в которой прозаический принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.
Стихотворение в прозе-это литературная форма, в которой прозаический принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое стихотворение в прозе?
что такое стихи в прозе ?
И. С. Тургенев
Собака (стихотворение в прозе)
Нас двое в комнате: собака моя и я.
подробнее...
Какие вы знаете стихи в прозе? Писателей, которые пишут в прозе...
Авторы стихотворений в прозе: Малларме, Рембо, Ш. Кро, Ш. Бодлер и др.
В России Иван Тургенев
подробнее...
спросили в Диаманте
Почему стихи И. С. Тургенева называют "белые"?
"Белые стихи" и "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева -это абсолютно разные вещи. Тургенев не
подробнее...
Почему стихи И. С. Тургенева называют "белые"?
"Белые стихи" и "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева -это абсолютно разные вещи. Тургенев не
подробнее...
спросили в Жалость
Самый кароткий стих в прозе Тургенева?
Самое короткое стихотворение в прозе И. С. Тургенева
Ты заплакал…
Ты заплакал о
подробнее...
Самый кароткий стих в прозе Тургенева?
Самое короткое стихотворение в прозе И. С. Тургенева
Ты заплакал…
Ты заплакал о
подробнее...
спросили в Проза
Стихи в прозе Тургенева "Враг и друг", анализ
Уже из названия произведения И. Тургенева видно,
что речь пойдет о двух противоположных
подробнее...
Стихи в прозе Тургенева "Враг и друг", анализ
Уже из названия произведения И. Тургенева видно,
что речь пойдет о двух противоположных
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Можно ли услышать вечерние стихи, здесь и сейчас?
Как влюблённость старо, как любовь забываемо-ново:
Утро в карточный домик, смеясь, превращает
подробнее...
Далеко ли Ротшильду до этого мужика?Почему?Прочитайте стих в прозе.
благотворительность, может быть собой только если о ней никто не знает... а Ротшольду действительно
подробнее...
Ответить на вопросы о повести "Тарас Бульба"
Описания степи Н. В. Гоголем необычайно поэтично, похоже на стихи в прозе. Текст изобилует массой
подробнее...