Автор Ася задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи
Нужен материал о стратометрическом подходе А. Петровского к изучению малой группы и получил лучший ответ
Ответ от Инна Р.[гуру]
В соответствии со стратометрической концепцией выделены две взаимосвязанные сферы внутригрупповой активности, различающиеся по объекту ее приложения:
• собственно межличностной активности в группе;
• субъект-субъектной активности в группе.
Вычленение этих сфер групповой активности дало возможность интерпретировать внешние наблюдаемые проявления интерперсонального конфликта — напряженность эмоциональных связей, сопровождающуюся совокупностью конфликтных действий — как своеобразное преломление во взаимоотношениях тех противоречий, которые определяют динамику развития предметной активности в группе.
При таком подходе узловым моментом исследования детерминант внутригрупповой конфликтности стало изучение сложной системы предметных взаимосвязей индивидов, основой развития которых является социально обусловленное проблемно-целевое содержание совместной деятельности. Внутренний механизм возникновения межличностных противоречий связывается с понятием "функционально-ролевая структура группы", наличие которой обусловлено функциональной дифференциацией совместной деятельности. Система функционально-ролевых взаимосвязей фиксирует место членов группы в целостном процессе деятельности. Состояние и динамика функционально-ролевой дифференциации — степень ее полноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способу действий их исполнителей, мера расхождения с требованиями ситуации — закономерно редуцируют некоторую напряженность и конфликтность межличностных связей в коллективе. Уровень развития группы как коллектива, степень эффективности совместной деятельности являются ведущими факторами, определяющими причины и интенсивность внутригрупповой конфликтности.
Выделив два вида конфликтов — предметно-деловые и личностно-прагматические, можно констатировать, что в группах более высокого уровня развития личностно-прагматические интересы реже выступают причиной межличностных конфликтов. Кроме того, с ростом эффективности совместной деятельности увеличивается количество внутригрупповых конфликтов, имеющих своим субстратом предметно-деловые разногласия. Функциональные последствия внутригрупповых конфликтов обусловлены их исходными содержательными причинами. Так, предметно-деловые конфликты в существенно меньшей степени, чем личностные, ведут к негативным последствиям. Определенный уровень предметно-деловой конфликтности не выступает фактором дезинтеграции совместной деятельности высокоэффективной системы.
Взаимосвязь конфликтности и позиции индивида в системе межличностных отношений определяется общими социально-психологическими характеристиками группы. В высокоразвитых и эффективных группах, где доминируют деловые противоречия и благоприятная психологическая атмосфера, конфликт не ведет к разрыву межличностных отношений, не сопровождается эмоциональным негативизмом. Чем выше единство представлений членов группы о нормативах поведения в конфликтной ситуации, а также о коллективе в целом, тем менее деструктивны эмоциональные последствия конфликта.
Использование деятельностного подхода при изучении межличностных конфликтов нашло отражение в исследованиях этого феномена в учебно-воспитательных группах. Выявлены тенденции проявления рассматриваемого социально-психологического явления на различных этапах групповой динамики (формирования, становления и функционирования группы). При этом отмечено, что высокие значения межперсональной избирательности могут быть присущи на всех этапах и прогнозирующей основой содержания внутригрупповой конфликтности выступают направленность и характер этой избирательности.
Межличностные конфликты, источниками которых являются противоречия учебных и служебных подсистем взаимодействия, в значительно меньшей степени ведут к деструкции внутригрупповых отношений. Чем ниже показатели соответствия официальной и неофициальной подсистем общения, тем в большей степени учебно-воспитательным коллективам свойственны предметные в своей основе межличностные конфликты.
Источник: Деятельностный подход в конфликтной ситуации.