Автор Bordaper задал вопрос в разделе Общество
Какова была бы ваша точка зрения на полемику «сциентистов» и «антисциентистов» ? Помогите !!! и получил лучший ответ
Ответ от Лида Бессонова[гуру]
Иди в "хоккей".))
Ответ от Есепчук Алексей[гуру]
Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв. , когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация) , до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм) . Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями. Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскую проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях.
Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев — стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подхода к всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии» .
В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.
Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв. , когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма — не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческих или социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация) , до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм) . Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями. Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям, имеющим выход в социально-философскую проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях.
Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев — стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного подхода к всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии» .
В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какова была бы ваша точка зрения на полемику «сциентистов» и «антисциентистов» ? Помогите !!!
"Сциентизм и антисциентизм. " Нужен полный, развёрнутый ответ:
Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую
подробнее...
спросили в Философия
свобода и ответственность в философии?
Свобода в философии имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода – это «свобода
подробнее...
свобода и ответственность в философии?
Свобода в философии имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода – это «свобода
подробнее...
спросили в Философия Materia Prima
объясните на простом языке: что такое субстрат и модус в философии?
Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от
подробнее...
объясните на простом языке: что такое субстрат и модус в философии?
Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от
подробнее...
Философия средневековья и Возрождения. Что было позитивного и негативного в философии средневековья и Возрождения?
В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии, она – служанка
подробнее...
Начало смуты. Кризис общества и государства в России. кратко
Начало «Смутного время» обычно сводится с пресечением правящей династии Рюриковичей: в 1598 г. умер
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Философия
«бытие» и «материя» в философии. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя» в философии.
так по мне они мало чем могут соотносицца. бытие и время - да. но не бытие и материя. 🙂 бытие есть
подробнее...
«бытие» и «материя» в философии. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя» в философии.
так по мне они мало чем могут соотносицца. бытие и время - да. но не бытие и материя. 🙂 бытие есть
подробнее...
Что такое добро и зло в сказках? кратко нечего не могу придумать, буду очень благодарна за ответ
Добро – это радость, счастье, добрые поступки и хорошее чувство. Оно придает людям смелость,
подробнее...
спросили в Философия
Философия это эпоха схваченной мысли? Можете с аргументами пожалуйста о том кто за и против
Эта фраза пирнадлежит Гегелю, великому философу-панлогисту,
и это очень точное выражение сути
подробнее...
Философия это эпоха схваченной мысли? Можете с аргументами пожалуйста о том кто за и против
Эта фраза пирнадлежит Гегелю, великому философу-панлогисту,
и это очень точное выражение сути
подробнее...
спросили в Философия Критика
вопрос по философии: Критика эмпиризма, рационализма, агностицизма.
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы
подробнее...
вопрос по философии: Критика эмпиризма, рационализма, агностицизма.
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы
подробнее...
спросили в Философия
комент Философия - это эпоха, схваченная мыслью (Г. Гегель)
Гегель был великий панлогист, и это очень точное выражение сути философии как теории познания, т.
подробнее...
комент Философия - это эпоха, схваченная мыслью (Г. Гегель)
Гегель был великий панлогист, и это очень точное выражение сути философии как теории познания, т.
подробнее...
спросили в Ханси
кто знает что означает слово "энтелехия"?
Энтелехия (греч. ἐντελέχια, от
подробнее...
кто знает что означает слово "энтелехия"?
Энтелехия (греч. ἐντελέχια, от
подробнее...
спросили в RICO
В английском есть слово "rich" и "reach". (Вопрос внутри)
В английском есть долгие и краткие гласные. В слове reach и -долгое, в rich - краткое.
Кроме
подробнее...
В английском есть слово "rich" и "reach". (Вопрос внутри)
В английском есть долгие и краткие гласные. В слове reach и -долгое, в rich - краткое.
Кроме
подробнее...
Семья в романе Война и мир (семья Болконских, Безуховых, Ростовых) расказать про них
Дворянские семьи в романе "Война и мир" играют ключевую роль в сюжете произведения. В романе "Война
подробнее...
спросили в Философия
цель научного познания с точки зрения Бэкона
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.
Ф. Бэкон уверен, что цель научного познания
подробнее...
цель научного познания с точки зрения Бэкона
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.
Ф. Бэкон уверен, что цель научного познания
подробнее...