Автор татьяна батова задал вопрос в разделе Домашние задания
сочинение - связь слов и музыки в произведении Свиридова "поет зима - аукает" помогите: ( и получил лучший ответ
Ответ от Анджела[гуру]
Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.
Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима - аукает» легло в основу второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина». Мы видим, что содержание поэтического текста соответствует музыке. Да, конечно. Музыка делает ещё более зримым содержание, углубляет смысл.
Кантата - это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? Очень ярко в произведении передан образ русской зимы - и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.
Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:
«Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка».
Холод, метель, вьюга - все по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду, кажется, заполнившему весь мир, противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это - контрастный образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Ведь в том, как он описывает зиму в своём стихотворении, заметна и его усталость, и его тоска по весне.
Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём возможности именно хорового претворения? Слушая музыку поэмы, мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели!
Олицетворение, метафора, эпиграф, сравнение, повторы, ирония.