Анализ романа герой нашего времени
Автор МОРОЗ СЕРГЕЙ задал вопрос в разделе Школы
напишите краткий анализ главы тамань из романа лермонтова "герой нашего времени и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины. Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури» , - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары» , «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто» , Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать» , наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины» , есть противник, с которым надо бороться.
В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту? » И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Что касается художественной стороны повести «Тамань» , то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита» : точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей» ! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак! » Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище. Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку» , влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью.
Источник: Полностью:
"Фаталист".
В казачьей станице после карточной игры офицеры рассуждают про мусульманское поверье, что судьба человека написана на небесах. Поручик Вулич, серб, (храбрый, скрытный, строгий, испытывающий страсть только к игре — даже во время боя однажды играл и отдал проигранные деньги), предлагает испытать, может ли человек заранее знать о своей смерти. Печорин утверждает (на пари), что предопределения нет. Вулич приставляет пистолет к виску (неизвестно, заряжен он или нет) — осечка. Но со следующим выстрелом в воздух выясняется, что пистолет был заряжен. На лице Вулича — отпечаток скорой смерти. Печорин: «Вы нынче умрете». Печорин возвращается домой. Следует описание природы: «Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земл или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? Эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними...» Печорин видит на дороге свинью, разрубленную пополам пьяным казаком, которого ловят товарищи. Ночью Печорина будят: казак зарубил Вулича, последние слова которого были: «Он прав». Убийца заперся в пустой хате на окраине станицы. Никто не может выманить его оттуда. Печорин решает взять его живым (испытать судьбу, как Вулич). Есаул отвлекает казака, Печорин прыгает в дом через окно, казак стреляет, но промахивается. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
анализ эпизода Тамань)
Нужна история создания поэмы Лермонтова "герой нашего времени"
Работу над романом Лермонтов начал под впечатлением первой ссылки на Кавказ в 1837 г. «Герой нашего
подробнее...
черты романтизма в произведении Герой нашего времени
Творчество Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Одним из
подробнее...
анализ текста Предисловия (Герой нашего времени) помогите плиииз=))
Предисловие к роману в художественной структуре "Героя нашего времени" - наиболее выраженный
подробнее...
Михаил Лермонтов. Герой нашего времени
Роман “Герой нашего времени” был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей
подробнее...
Сочинение по произведению на тему: Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман "Герой нашего времени" был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей
подробнее...
"Герои нашего времени" Почему этот роман можно назвать психологическим?
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и
подробнее...
Почему белинский назвал произведение"Евгений Онегин"энциклопедией русской жизни???
Ох! Потому что Пушкин в этом произведении сумел показать русские типы - Онегина и Ленского, а самое
подробнее...
помогите по литературе нужен анализ первой главы Бэла, лермонтов
Читая первую главу романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", мы захвачены драматической
подробнее...
анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности,
подробнее...
анализ анализа главы Максим максимыч
#yaimg593677#
В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое
подробнее...
Почему Григорий Печорин вел дневник? ( "Герой нашего времени")
Композиция романа позволяет последовательно менять “рассказчиков”. Сначала о Печорине рассказывают
подробнее...
Герой нашего времени, основная мысль каждой главы?
Что значит: каждой главы? Основная мысль произведения: Печорину приелся высший свет, ничего его не
подробнее...
психологический портрет Печёрина. помогите. ничего в голову не идёт... спасибо
Психологический портрет Печорина (по ром. Лермонтова «Герой нашего времени» )
Образ
подробнее...
Отношение Печорина и Бэлы
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга.
подробнее...
не имеет никакого римского права ---какой смысл в произведении "ИОНЫЧ"?
П. Ф. Подковыркин
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»
Практикум
подробнее...