Автор Pseeh56 задал вопрос в разделе Литература
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтов и получил лучший ответ
Ответ от [PRO^ak-47] КрУтЯк[активный]
Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживания Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стих. «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, естественный пли «избранный» героем, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стих. «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!...» [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» («1830. Майя. 16 число»). Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветр...») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет...». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
В трех стих., озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит...») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стих. «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стих.
Тема жизни и смерти -- вечная во всей литературе -- является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы... "), "1830. Мая. 16 числа" ("Боюсь не смерти я. О нет!.. "), "Могила бойца", "Смерть", "Валерик", "Завещание", "Сон".
Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы "Героя нашего времени", будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим "я" гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни "в шумном граде", ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни -- это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны
В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – “любимый идеал поэта” , таков и лирический герой стихотворения “Парус” .
…. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой.
То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
…Мелькают образы бездушных людей,
Приличьем стянутые маски,
Пишет он в стихотворении “1–е января” . Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств: О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! … Поэт воспринимает современную ему Россию как “страну рабов, страну господ” , как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более - “друзей клевета ядовитая” . Все это усиливало трагический характер его поэзии:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!. . что пользы напрасно и вечно желать?
… А годы проходят – все лучшие годы!
… И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка…. .
Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. “Так жизнь скучна, когда боренья нет! ” - восклицал он.
тема жизни и смерти в лирике лермонтова
Тема жизни и смерти -- вечная во всей литературе -- является ведущей и в лирике Лермонтова и
подробнее...
помогите..
В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения
подробнее...
Лирика Лермонтова. кратко описать её
Лирика М. Ю. Лермонтова
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
подробнее...
любовная лирика лермонтова
Исходным для Лермонтова было понимание любви как непреодолимой силы, охватывающей всего человека.
подробнее...
Образ лирического героя в стихах Лермонтова
Лермонтов м. ю. - Лирический герой лермонтова
Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд,
подробнее...
Вопрос для любителей Лермонтова)) помогите)) нужен развернутый ответ на вопрос))
Лирика Лермонтова
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу,
подробнее...
сочинение на тему: творчество Лермонтова Сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в
подробнее...
Какие у лермонтова были темы лирики?
Основные мотивы лирики Лермонтова.
М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в
подробнее...
сообщение (судьба поэта в лирике лермонтова смерть поэта)
Это стихотворение - прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще
подробнее...
тема свободы в лирике Лермонтова
Мотивы свободы и одиночества лирики Лермонтова
Еще при жизни лирические произведения М.
подробнее...
Почему Пушкин написал стихотворение "Туча"?
размышления поэта за два года до смерти.
Стихотворение было написано в 1835 году.
подробнее...
Что такое кольцевая композиция?
Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала.
подробнее...
Помогите сделать анализ " пригвождена к позорному столбу ".
Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки Лермонтова: Что без страданий жизнь поэта? И
подробнее...
Помогите пожалуйста!)
Оконцовка (после развлечение) : Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает
подробнее...