теоретическое и эмпирическое мышление различают
Автор Isa задал вопрос в разделе Домашние задания
Что такое эмпирическое и теоретическое мышление? и получил лучший ответ
Ответ от Vlad Diachenko[новичек]
Эмпирическое мышление сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.
Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного в действительности. В таком знании отражаются внешние сходные черты познаваемых объектов, т. е. это знание формально общего.
Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделить классы предметов по сходным чертам. Это позволяет характеризовать его как рассудочную деятельность мышления. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, т. е. то, что в них совпадает, повторяется.
Какие же функции выполняет эмпирическое мышление в жизни человека? Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.
Мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.
Различение Т. м. и практического мышления имеет давнюю традицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, и мысль, направляющую поведение, созидание, творчество. Э. Гуссерль пишет, что, следуя теоретической установке, «человек начинает отличать представление о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос — вопрос об истине, ..об истине самой по себе» ; такая установка придает ученому «стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании» . Интерес Т. м. не сводится, т. о. , к вопросу «Что я могу знать?» , но включает также вопрос «Что я должен делать? » в той мере, в какой ответом на него не является конкретное действие.
Иначе разграничивал Т. м. и практическое мышление И. Кант, согласно которому разум, выступая в своих практических функциях (как «практический разум») , дает человеку «законы свободы» , т. е. моральные принципы, делающие его независимым в своем поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования. Практический разум имеет дело с проблемами этики и включает «все, что возможно посредством свободы или благодаря ей» . Кант утверждал главенство практического разума над теоретическим. Истолкование практического разума как мышления, имеющего дело с сознательным решением и действием, получило дальнейшее развитие в классической нем. философии (И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель) . Противопоставление «теоретического» вопроса об устройстве мира и «практического» вопроса о направлении человеческой деятельности послужило одной из предпосылок характерного для нач. 20 в. неоправданно резкого противопоставления «есть» и «должен» , «теоретического» и «практического» знания и исключения этики, теории права и др. наук, имеющих дело с долженствованием, из сферы Т. м.
В последние десятилетия 20 в. кантовская традиция в истолковании Т. м. отходит на задний план, уступая место аристотелевской традиции, включающей рассуждения о моральном и ином долге в компетенцию Т. м. (см. : Высказывание, «Юма принцип») .
Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Сталкиваясь с большим количеством окружающих его предметов и явлений, человек испытывает потребность в их упорядочивании. Сама действительность помогает ему в этом; она устроена так, что в предметах, явлениях, ситуациях есть моменты, более или менее совпадающие, сходные и более или менее различные, расходящиеся. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно зада
как не мисли, а всего не предвидиш
Рассскажите про виды мышления, желательно с примерами.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и
подробнее...
Нестандартное мышление. По Вашему, что это такое?
Безусловно, основанное на знаниях, широком кругозоре, ответственности и складе ума.
подробнее...
Что такое понятие?
отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или
подробнее...
эмпирический и теоретический уровни знания
Давайте я за вас прогуглю. В познании различают два уровня: эмпирический и теоретический.
подробнее...
Какую роль играет познание в жизни человека?
Процессу познания объективной и субъективной реальности посвящено огромное число работ, в
подробнее...
что такое в философии индукция и дидукция
Это методы познания мира.
Кратко:
* дедукция - от общего к частному;
* индукция - от
подробнее...
Собираюсь сдавать огэ по обществознанию 9 класс. Напишите пожалуйста список важных терминов и их определения Пожалуйста
сам сдаю и фиг знает, что учить. Экзамен
подробнее...
мифогенная и гносиогенная концепция происхождения философии!
В рамках классического историзма существует ряд оформившихся концепций, в которых генезис философии
подробнее...
расскажите о мифогенной концепции генезиса философии. В чём суть этой концепции?
философия выросла из мифологии и религии, имплицитно зародившись и развиваясь внутри них
подробнее...
Что означает слово абстракция?
Абстракция
Форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и
подробнее...
АБСТРАКЦИЯ – это
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ - один из видов абстрактного искусства, предпочитающий композиции, в
подробнее...