теория к альдерфера
Автор Виктория задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи
Сравните подходы к мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. В чем их схожесть и различия? и получил лучший ответ
Ответ от Вадим Алексеев[эксперт]
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но эти потребности можно разделить на основные категории. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, говоря, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Семь основных уровней
1.(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2.Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3.Потребность в принадлежности и любви.
4.Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5.Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6.Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7.(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низших потребностей, более актуальными становятся потребности высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.
Теория потребностей К. Альдерфера
Альдерфер согласен с теорией Маслоу. Людей заботят три потребности — потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Эти потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими — потребность социального типа. Потребность роста — потребность в самореализации, в уважении.
Альдерфер утверждал, что текущие потребности могут остаться неудовлетворенными, и тогда ориентиры меняются. Молодой человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни.
Эта теория имеет принципиальное отличие от теории Маслоу — движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга
Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе, 200 инженеров и бухгалтеров одной крупной фирмы описали ситуации, когда их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работы:
•факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.
•факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.
По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
Отсутствие мотиваторов не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.
Мотивация достижения
МакКлелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» . Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:
1) предпочтение решать задачи средней степени трудности
2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения
3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности
4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий
5) стремятся к поиску более эффективных способов решения задач, склонны к новаторству