трагедия софокла царь эдип



трагедия царь эдип

Автор Илья задал вопрос в разделе Литература

Философская проблематика трагедии «Царь Эдип»? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего не хотел.
В XX в. Анна Ахматова напишет:
...Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она.
И я своих не знаю берегов.
В этих словах присутствует нечто, отдаленно напоминающее судьбу Эдипа, которому тоже "подменили" жизнь. Темное, дикое, варварски первобытное начало оказалось помещено в оболочку цивилизованной личности, обладающей умом и благородством. Суровый Рок подменил человеческую суть Эдипа, сделав из него отцеубийцу и кровосмесителя.
То общественное состояние, в условиях которого жил Эдип Софокла, уже предполагало наличие непреложных, абсолютных нравственных запретов на убийства кровных родственников и инцест. На соблюдении этих запретов строился мир цивилизованного общежития. Существовала общая негласная уверенность всех в том, что их нарушение чревато самыми тяжелыми последствиями для народа и государства. Поэтому деяния Эдипа, несмотря на его субъективную безвинность, не могли оставаться безнаказанными. Силы, стоящие на страже высшего порядка, обрушивают кары на город, в котором совершилось недопустимое:
Хиреют всходы пажитей роскошных;
Подкошенные, валятся стада;
Надежда жен в неплодном лоне гибнет;
А нас терзает мукой огневицы
Лихая гостья, страшная чума.
Охвачен заразою весь народ.
Оружие дум притупилось
Гибнут роскошной земли порождения;
Жалостных мук не выносят роженицы;
Души из тел пораженных исторгнуты.. .
В экстремальных условиях общего катаклизма люди начинают лихора­дочно отыскивать причины случившегося, в их миропонимании происходят существенные перемены, совершается перестройка ума.
Источник: http://www.*lawportal*.ru/article/article.asp?articleID=157679 (без **)

Ответ от Ирина Губанова[гуру]
Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в трагедии Софокла «Царь Эдип». В пределах чистого философствования Софокл подверг сомнению как несвязанный с личностью фатализм, так и софистическую вседозволенность. О Софокле говорили, что он исповедовал “покорность велениям богов, но в то же время мы видим, что Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы, а энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. Ужас перед мыслью, что он может стать убийцей отца и мужем матери, ощущение недоверия к себе и тот же мистический страх при ясном разуме и свободной воле привели его к решению уйти из дома. В отличие от своего отца Эдип жертвовал собой, своим комфортом, любовью приемных родителей, знатностью. Настоящее страдание Эдипа началось, когда он все узнал. Таким образом Софокл указывает и на философскую проблему - проблему знания, Софокл обнаруживает внутреннюю противоречивость: мудрый царь, мыслящий верно, мобилизующий свое и чужое знание в поиске истины, приходит к собственному разоблачению и нравственным мукам. Многие знания - многие печали. Софокл противопоставляет ограниченности человеческого знания божественное всеведение, превосходящее человеческую меру.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Философская проблематика трагедии «Царь Эдип»?
Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016 на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*