Автор Балбес Тупиков задал вопрос в разделе Литература
в чем суть теории Раскольнкова в произведении "пеступление наказание" плиз и получил лучший ответ
Ответ от Ёветлана Дубровски[гуру]
В своем романе «Преступление наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов, раскаяние главному герою романа. Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа «Двойник» , и она же раскрывается более глубоко в «Преступлении и наказании». в обоих произведениях показано крушение этой теории. Что же, собственно, представляет из себя эта теория?
По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки-ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по замыслам Раскольникова, конечно). «Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости» , - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или нет? » другой говорящий отвечает: «Разумеется нет». Трусость ли это? Для Раскольникова – видимо, да.
Но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие нравственные и моральные нормы. «Не убий» - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание. Два слова, вынесенные в наказание этого сочинения – «самооправдание» и «самообман» все отчетливее сливаются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже узнают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха-ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем неповинной, которая просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова?
Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по-другому быть, как мне кажется, не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то, может быть, корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление, - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину и, к концу повествования, полностью раскаявшегося?
И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией «сверхчеловека» .
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может даже, и больше. Основной его идеей, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на «нужных» и «ненужных» , общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов – убийству, не может быть нравственным, и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.
Все элементарно! "Тварь ли я дрожащая? " - коронная фраза Раскольникова от нее и надо отталкиваться отвечая на Ваш вопрос. Только лучше бы вы прочли, очень интересный роман. Грех не знать наших классиков, тем более таких, как Ф. М. Достоевский.
Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова чиновника, живет на скромный пенсион, большую часть которого она посылает сыну. Сестра Родиона, Дуня, вынуждена, чтобы помогать матери и брату, поступить гувернанткой к помещику Свидригайлову, где ее обижают и унижают.
Раскольников — честный, умный и одаренный человек. Живя в тесной каморке, похожей на гроб, он всегда страдал от голода и нищеты, болезненно воспринимал унижения матери и сестры. Наблюдая жизнь бедноты, Родион сознавал, что не только он, но и тысячи других людей обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Вместе с тем Раскольников горд, необщителен, одинок, может быть, потому, что убежден в своей исключительности. Но его гор дость уязвляется на каждом шагу. Уйдя от всех, герой романа старается решить вопросы, которые рождает в нем сознание несправедливости социальной жизни. Собственные лишения и горе близких — не главная причина его преступления. “Если б только я зарезал из того, что голоден был ...— то я бы теперь ...счастлив был”, — говорит он после исполнения страшного замысла. Размышляя о причинах неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что люди разделяются на два разряда: “на низший (обыкновенный) , то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. Люди высшего разряда смело могут восставать против порядка, нарушать общепризнанные нормы морали и через некоторое время они все равно будут оправданы. Из этой системы вытекают вопросы, которые мучают Раскольникова: “Вошь ли я, как все, или человек? ”, “Тварь ли я дрожащая или право имею? ”.
Раскольников не хочет, как большинство людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но тогда он должен доказать себе и окружающим, что он не “тварь дрожащая”, а подобен историческим личностям. Вот это и приводит героя романа к преступлению, в котором он видит испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к природе “необыкновенных” людей, или ему остается терпеть, как и остальным “обыкновенным”.
Раскольников не может спокойно смотреть на чужие несчастья. Остро воспринимает он рассказ Мармеладова, переживает за опозоренную девушку, очень больно ему было читать письмо матери. Герою хочется всем помочь, и мишенью для убийства он выбирает старуху-процентщицу, которая сдирала со всех бедняков последние деньги. Пытаясь доказать свою исключительность, Раскольников в своем желании помочь всем забывает о тех людях, которым поможет, и не думает, какие мысли и чувства вызовет у них помощь, полученная ценой убийства. Это также является одной из ошибок его теории. Ненависть к старухе у Раскольникова родилась с самого первого посещения. Автор рисует ростовщицу “с вострыми и злыми” глазами, с шеей, “похожей на куриную ногу”. Все в ней кажется Раскольникову противным. После убийства Достоевский уже по-другому показывает нам ее: “... Старуха, как всегда, была простоволосая. Светлые, с проседью, жиденькие волосы ее были заплетены в жиденькую косичку”. Таким художественным приемом автор выражает свое осуждение поступку героя романа. Пусть к убийству Раскольникова принудили обстоятельства, пусть старуха ничего хорошего не сделала людям, но ведь она — человек, и проводить “эксперимент” на ней нельзя.
Это не придуманная Раскольниковым теория, он подпал под влияние модных в то время западных философов Шопенгауэра и Ницше, по которым все человечество состоит из двух видов: сверхчеловек и недочеловек. Философия Ницше позже пришлась по вкусу фашистским идеологам. Раскольников относил себя к свехлюдям, которым позволено все, и решил проверить, действительно ли он таковым является.
Суть теории: проверить, "Кто я? тварь дрожащая или право имею? "
Или по-другому (из другого произведения)
"Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы для нас орудие одно"
Раскольников хотел проверить, способен ли он убить старуху-процентщицу.
Читать нужно!
Не читала в своё время, о чём теперь очень сожалею...
Суть проста:
одна бабушка - 20 копеек, две бабушки - 40 копеек...
В каких литературных произведениях рассматривается проблема трусости и смелости?
Примеры:
А. С. Пушкин "Капитанская дочка", Швабрин почти в любом месте произведения -
подробнее...
Как понять изобразительно-выразительные средства???
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ИЛИ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА, – это те художественно выразительные
подробнее...
где найти пиратский и морской кодексы чести? ! ну очень нужны!
Пиратский кодекс чести
1. Каждый Настоящий Пират должен гордиться своим громким
подробнее...
лучшие цитаты из романа "Преступление и наказание"
слова Родиона Раскольникова.... "Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое
подробнее...
Что такое мотив преступления в УК?
МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (лат. morus- движение; греч. moveo - то, что движет) - осознанное внутреннее
подробнее...
за какие это проступки в русском флоте при царе протаскивали под днищем корабля?
Наказания в русском флоте. Дисциплинарный устав, своего рода, петровской эпохи предусматривал
подробнее...
Цитаты героев романа "Преступление и наказание":
РАСКОЛЬНИКОВ:
1. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.
подробнее...
пословицы которые характеризовали нравственного человека ответ майл ру .
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
Тацит
***
Нравы портятся
подробнее...
Как на кол сажают
Посаже́ние на́ кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на
подробнее...
пословицы о нравственности
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
Тацит
***
Нравы портятся
подробнее...
Почему все, кто орёт про ужасы инквизиции не вспооминает вырывание ноздрей Иваном Грозным или расправы над староверами?
Эх! Кабы только ноздри!
История Ивана IV и его эпохи – это какой то сплошной провал. К
подробнее...
5 пословиц о нравственности человека! помогите..
Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть
Нравственность — это разум сердца.
Гейне Г.
подробнее...