цветомузыка скрябина



скрябин цветомузыка

Автор I'll be better задал вопрос в разделе Естественные науки

Можно ли увидеть звук? Какова история цветомузыки? и получил лучший ответ

Ответ от Ѓженок[гуру]
Поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
"Я взвесил звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык… "
(А. Журавлев)
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и т. п.
И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины.
Истоки идеи соединения видимого и слышимого уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство синкретическое, то есть неделимое на роды и виды.
Позднее, в древнегреческом искусстве проблема синтеза света и звука была разрешена в театре, где драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения подчинялись ритмо-пространственной организации.
Аристотель (384-322 гг. до н. э. ) писал "Цвета по приятности их соответствия могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". (Артамонов И. Иллюзии зрения. - М. : .Наука. , 1969, с. 216.) . В конце XVI века в Милане, по свидетельству очевидцев, была изобретена музыка цвета.
Д. Арчимбальдо, живописец и музыкант (!), проигрывая своим ученикам определенные тональности, одновременно показывал разноцветные карточки, соответствующие, по его мнению, звучанию данного конкретного лада. Маловероятно, чтобы Арчимбальдо имел в виду новое искусство, но, тем не менее, его теория обучения живописи через звук явилась прообразом цветомузыки.
В 1665 году И. Ньютон, увлекшись исследованием солнечного света, поставил опыт, заключавшийся в том, что солнечный луч сквозь отверстие в ставне окна падал на стеклянную призму и, преломляясь в ней, давал на экране цветовую дорожку. Так вот, Ньютон искал связь между солнечным спектром и музыкальной октавой, сопоставляя длины разноцветных участков спектра и частоту колебаний звуков гаммы.
По Ньютону, нота "до" - красная, "ре" - фиолетовая, "ми" - синяя, "фа" - голубая, "соль" - зеленая, "ля" - желтая, "си" - оранжевая
Ясно, что ученый подходил к проблеме чисто механически, но он дал точное установление высоты, или темперацию цветового ряда.
Дальнейшее развитие цветомузыки было связано с именем А. Кирхера, который изобрел первый в мире проекционный аппарат, включающий и источник света, и диапозитив, и оптическую систему, и экран.
Источник: :

Ответ от Larisa Vikhareva[гуру]
Все это относительно и бездоказательно. Каждый композитор видит высоту звуков в разных цветах-если он вообще их видит цветом-это0,1 процент композиторов. Никто это неизучал -физики недоказывали колебания звуков и сочетания их со цветом.
Больше всех об этом писал композитор Скрябин, но и его произведения можно опровергнуть в отношении сочетания звука и цвета-это его личное слухо-видение.

Ответ от Ёаша П[гуру]
История цветомузыки (светомузыки)
Истоки причины соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании нашего первобытного предка принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.
_________________________
История светомузыки в России
В России основоположником цветомузыкального искусства считают по праву композитора А. Н. Скрябина (1872-1915), но на самом деле незадолго до него первым был все же Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908). Эти два композитора-изобретателя обладали феноменом цветного слуха и каждый по-своему решали проблему цветомузыки. Римский-Корсаков, например, ориентируясь на собственное восприятие музыки, заключал музыкальные образы своих опер в строго определенные тональности и цвета . Например, в опере «Садко» лейттемы Моря написаны в двух сине-голубых тональностях — Ми мажоре и Ми бемоль мажоре . Описывая это явление в «Летописи моей музыкальной жизни» сам композитор всегда подчеркивал значимость своего замысла: звучащие лейтмотивы именно в сочетании с оттенками синего цвета в декорациях на сцене, психологически воздействуют на слушателя, а также способствуют лучшему восприятию оперы, к тому же при таком сочетании лучше запоминаются музыкальные образы.
Скрябин, спустя несколько лет после «Садко» , создает первое в музыкальном искусстве произведение, где партия цвета выступает на равных с инструментальными партиями. Причем здесь цвет выписан на отдельном нотном стане музыкальной партитуры. Таким образом, была создана симфоническая поэма «Прометей» (1909-1910). Это новомодное сочинение появляется как раз в то время, когда многие русские художники переживают разочарование и пессимизм и депрессию, когда на Россию, по символичному выражению А. Блока, «спустилась мгла» .
Поэма Скрябина как музыкальное, так и художественное произведение может быть соотнесена с наиболее выдающимися художественными явлениями XX века, но и на этом фоне она выделяется необычайной грандиозностью и возвышенностью образов.
В XX веке идея совместного восприятия света, цвета и музыки идет по пути технических экспериментов. Например, знаменитый режиссер С. Эйзенштейн поставил в 1940 году оперы Вагнера со светомузыкой. В 80-е годы на сцене появляются целые школы цветомузыки в России и за рубежом. Многие эксперименты со светомузыкой были сделаны в электронной студии француза П. Булеза. Одно из своих сочинений этот автор представил очень оригинальным способом: звук передавался в зал по расставленным вокруг зрительного зала динамикам, а также световым установкам. При всем этом создавался поразительный синтез пространственно-световых ощущений. В 90-е годы, например, особенно выделяется грандиозный опыт цветомузыки Жан-Мишель Жарра в Москве. Он расположил на здании Университета колоссальные светомузыкальные установки и произвел с их помощью потрясающие эффекты.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Можно ли увидеть звук? Какова история цветомузыки?
Светомузыка на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Светомузыка
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*