Автор Владимир Поболь задал вопрос в разделе Литература
Смоленск... Что о нем в поэзии и прозе? и получил лучший ответ
Ответ от Єаина Милова[гуру]
И в прозе, и в поэзии древнейшему городу, героическому Смоленску посвящено множество страниц, большая часть которых связана с историей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войной 1941 - 1945 г.
Стал щитом этот город для Российской земли.
Здесь захватчиков орды свою гибель нашли!
Он стоял непреклонно, бросив вызов судьбе, -
Птица Феникс и пушка на Смоленском гербе!
Город вновь осаждали и сжигали порой.
Но вставал из развалин этот город-герой!
Так живи и красуйся под покровом небес,
Город доблести русской - город древний Смоленск
( Наталья Смоленская)
Смоленщину называют родиной трех богатырей русской поэзии. Это Михаил Исаковский, Александр Твардовский и Николай Рыленков. Все они боготворили свою малую родину и " конечно же, писали о ней .
А. Т. Твардовский внес существенный вклад в прославление смоленской земли в период Великой Отечественной войны, создав знаменитую поэму " Василий Теркин". Главный герой поэмы - Василий Теркин - стал символом русского солдата, народным героем, народным любимцем, называвшим себя в поэме " смоленским" :
Ты — тамбовский? Будь любезен.
А смоленский — вот он я,
Не иной какой, не энский,
Безымянный корешок,
А действительно смоленский,
Как дразнили нас, рожок.
В истории российской культуры в 1995 году произошло уникальное событие : были увековечены творец поэтического произведения, уроженец смоленской земли, и его герой, воспетый им русский солдат, которого автор назвал своим земляком.
Поэт-фронтовик Александр Трифонович Твардовский и его лучший литературный герой Василий Теркин отлиты из бронзы. Им установлен памятник в центре города Смоленска. ( Скульптор А. Г. Сергеев). Твардовский и Василий Теркин сидят и что-то мирно обсуждают.. Смоляне считают, что была восстановлена историческая справедливость. .
Василий Теркин, увековеченный в бронзе – признание заслуг не только придумавшего его автора, но и слава особенному русскому характеру. Василий Теркин – это истинный русский характер, хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, человек, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью. Теркин – патриот, который ради жизни на земле готов вынести непомерные тяготы воинских будней. Кажется, что именно поэтому ему поставили памятник в Смоленске.
И, хотя до сих пор ведутся споры, откуда же родом Вася Теркин, смоляне считают его своим земляком. Без возражений. Беседующие Твардовский и Василий Теркин выглядят как живые. Вечно живые.
Его земля, где знал он каждый взгорок,
Земля отца и Теркина - бойца,
Она лежит, как памяти просторы,
Которой нет ни края, ни конца.
Когда мы, над могильной ямой стоя,
Достали землю, то она была
Тяжелой, потеплевшею, сырою,
Как будто вся слезами изошла.. .
( Смоленский поэт Ю. В. Пашков).
В. Суханова
Это ночь раскрывает секреты твои, древний город.
Обветшали валы крепостные и высохли рвы.
И сквозь кровлю худую стекает водица за ворот
Старых башен твоих, стерегущих, как прежде, холмы.
Все защитники пали, и некому стать на сторожу,
Оберечь этот град, если снова приблизится враг.
Только вздохи, и шорох, и шелест травы у подножья,
Только синие тени неслышно сползают в овраг.
Ночь закинула сети и тащит, цепляя за крыши,
Груду спящих кварталов, попавшихся в черную сеть.
Нет спасения здесь. Но спасенья не будет и выше,
И даны в утешенье два мифа – бессмертье и смерть.
* * *
. «Ожерельем всея Руси православной» назвал Борис Годунов Смоленскую крепость
Кто-то стрелками медленно движет
На земном циферблате веков,
Да на белую ниточку нижет
Череду золотых облаков.
Опустись, ожерелье, на плечи
Приднепровских зеленых холмов!
Нить суровая порвана. Нечем
Залатать этих прясел увечья
И связать эти бусины слов:
Заалтарная, Стрелка, Белуха,
Маховая, Зимбулка, Донец,
Громовая, Орел, Веселуха,
Отчей крови терновый венец.
В этих арках, проломах, пробелах
Кружит стая разметанных дней.
Только ветер в российских пределах,
Только россыпь бесценных камней…
* * *
. Смоленск, 25 сентября 1943 г.
И может быть, намного проще
Оставить свой сожженный кров,
Где только ветер пыль полощет
И сушит пролитую кровь.
Но кровь не сохнет. И как пламень,
Доныне нам ладони жжет
Здесь пропитавший каждый камень
Тысячелетний едкий пот
ДРЕВНИЙ ГОРОД
Здесь проступают по весне
Размытые водою строки.
И зрим – невидимый вполне -
Собор на призрачном Протоке.
А осенью, когда туман
Сползает в балки и овраги,
Я вижу за туманом стан
И боевые вражьи стяги.
И кровь, и пот, и страх, и злость,
И все преданья и святыни, -
Все в этом городе слилось
И плачет, и зовет доныне!
Еще слышны обрывки слов,
Колокола и звуки меди,
Здесь ни один сюжет не нов -
От пасторалей до трагедий.
О город тайной ворожбы!
Я знаю по своей ладони:
Бледнеет линия судьбы
На древнем ирреальном фоне.
* * *
Я слово скажу о таинственной тяге
К холмам и деревьям, бегущим по склону,
Не горы и долы – мне снятся овраги
И древние русла в их глуби зеленой.
Чтоб малая тропка – все круче и круче -
Взбиралась туда, где лишь облака остров,
Да битый кирпич, да шиповник колючий,
Да старого храма зияющий остов.
Я слово скажу о любви потаенной
К охапкам цветов золотых палисадов.
Их списывал август с рублевской иконы:
По злату шаров – георгины нарядов.
Я слово скажу о глубокой приязни
К напуганным временем черным колодцам.
В них слово уронишь, и слово увязнет,
И долго, и гулко, и глухо забьется.
Меня приучили к себе эти стены,
Надменный собор, что глядит исподлобья.
Я, может быть, слепок, непрочный и тленный,
По образу, духу его и подобью.
* * *
Предвестье вечера… Горит
Предместье солнцем предзакатным.
Послушай, кто там говорит
На языке простом и внятном
О трех смертях – о трех веках,
О разоренье и насилье,
О том, что гибелен не крах,
Не гибель гибельна, а страх,
Непониманье и бессилье.
Бессмертье не тому дано,
Кто никогда не умирает,
Бессмертно поле и зерно,
И тот, кто поле засевает…
Одоевский Александр ОСАДА СМОЛЕНСКА
[К «Василию Шуйскому» ]
(Соборный храм Бож [ией] М [атери]. — Перед иконами затеплены свечи. — Иереи стоят перед царск [ими] дверями и молятся шепотом. Посадник; несколько купцов, старцы, жены толпятся посреди храма. )
С т а р е ц
Я стражем был на западной бойнице;
Бойцов разводит ночь; пищалей гром
Затих; но вновь заутра, на деннице
Втеснится враг в предательский пролом:
Мы до зари не довершим завала.. .
Наш сын, наш брат Смоленску изменил!
Я видел: на расселину забрала
Предатель сам пищали наводил.
Х о р и е р е е в и н а р о д а
Страшися, изменник! Небесный каратель
Недремлющим взором коварных блюдет!
Пусть гибнет без гроба отчизны предатель!
Да гибнет! и память его не прейдет!. .
"Вновь смоленские наши края
Затопило, заполнило лето.
И туманная юность моя -
Словно вправду – поблизости где-то.
То ли бродит в потемках одна,
Где в полях перепелки печалятся,
То ль с друзьями своими она
У костра ночного встречается.
И уже не торопится прочь,
Непоседа моя быстроногая,
Жадно слушая «Майскую ночь»
Николая Васильича Гоголя.
А быть может, верста за верстой,
Пуще смерти боясь опоздания,
В ночь спешит на свидание к той,
Что – увы! – не придет на свидание.
Или все же, надежды полна,
Позабыв ожидания тщетные,
Той же самой, все той же она
Пишет письма свои безответные.
А быть может, все это не в счет,
Может хату родную покинула
И теперь уже поезда ждет
В столь знакомом поселке Павлиново?
Здесь ей больше не жить, не бродить -
Новый путь для нее начинается…
. .
Если юность нельзя воротить,
То зачем же она вспоминается?! "М. Исаковский .
***
"(...) Тогда померкнул дневный свет
От курева пожаров рьяных,
И в небесах, в лучах багряных,
Всплыла погибель; мнилось, кровь
С них капала.. . И, хитрый воин,
Он скликнул вдруг своих орлов
И грянул на Смоленск.. . Достоин
Похвал и песней этот бой:
Мы заслоняли тут собой
Порог Москвы - в Россию двери,
Тут русские дрались, как звери,
Как ангелы! - Своих голов
Мы не щадили за икону
Владычицы. Внимая звону
Душе родных колоколов,
В пожаре тающих, мы прямо
В огонь метались и упрямо
Стояли под дождём гранат,
Под взвизгом ядер: всё стонало,
Гремело, рушилось, пылало;
Казалось, выхлынул весь ад:
Дома и храмы догорали,
Калились камни.. . И трещали
Порою волосы у нас
От зноя!. . Но сломил он нас:
Он был сильней!. . Смоленск курился,
Мы дали тыл. Ток слёз из глаз
На пепел родины скатился.. .
Великих жертв великий час,
России славные годины:
Везде врагу лихой отпор; (...)" Ф. Глинка, "1812"(отрывок из рассказа) .
***
Братские могилы
"На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.. "В. Высоцкий.
Константин Симонов стихи Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, роман Живые и мертвые
" Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг
опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и
написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им
намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться,
предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых
Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских
генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны
и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья,
испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его
прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в
жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее
обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был
несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она
измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие
подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и
выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все
равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед
предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он,
вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не
приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что
это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она
оставалась дома и не уехала. " (Л. Толстой "Война и мир")
Какой вы знаете стих о войне, который Вас тронул за душу?
Б. Окуджава. До свидания, мальчики. Вы слышите, грохочут
подробнее...
Стихи о войне. Небольшой стих наизусть. Автор либо Твардовский либо Симонов. Напишите пожалуйста.
интересен и прост в учении у ТВОРДОВСКОВА РАССКАЗ ТАНКИСТА Был трудный бой. Всё нынче, как
подробнее...
Стихи,написанные в годы ВОВ. Стихи,написанные в годы Великой Отечественной войны.
г А. Т. Твардовский " Я убит подо Ржевом
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
подробнее...
Произведения написанные во времена великой отечественной войны в России, подскажите какие-нибудь
Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И. Эренбурга стала
подробнее...
поэзия военных лет
Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их
подробнее...
Нужен стих о войне или о мужестве. Не менее 20 строк.
Михаил Дудин
Соловьи
О мертвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и
подробнее...
Лучшие стихи о войне?
От границы мы Землю вертели назад —
Было дело сначала.
Но обратно её закрутил наш
подробнее...
Нужна ли запятая после слова "наверное"?
Нужна! Наверное - вводное слово.
Например: "Я, наверное, влюблена".
"Наверное, я должна
подробнее...
какие стихи были написаны во время великой отечественной войны?
Уже на третий день войны было опубликовано стих-е В. Лебедева-Кумача "Священная война", на кот.
подробнее...
какие авторы написали о родине? (детские, названи и автор)
Стихи о Родине. Motherland.htm
Александрова З. Родина.
Ахматова А. Родная
подробнее...
После слова "все же" ставится запятая?
.
Если после всё же стоит запятая, значит она открывает или вводную конструкцию, или
подробнее...