Герман обрист удар бича
Автор A-stra задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Что в искусстве модерна обозначает термин "удар бича"? и получил лучший ответ
Ответ от Ђося[гуру]
Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.
Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа «удар бича». Этот термин появился в результате узора на вышивке портьеры «Альпийские фиалки» , созданного по рисунку швейцарского художника Германа Обриста. В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, кто-то из критиков сравнил эти изощренные линии с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Так родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Воплощением новых стилевых направлений стал орнамент. Но «орнамент модерна не удовлетворялся ролью декоративного обрамления или заполнения пауз, ритмического аккомпанемента к основной теме. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную, капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести эту главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. ..По поводу модерна можно рискнуть заговорить и о «психологическом» орнаменте, непосредственно откликающемся на душевную жизнь определенного человека»
Источник: ссылка
Модерн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau) — художественное направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре) , расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Луиса Комфорта Тиффани) в США, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, Nieuwe Kunst в Голландии, "еловый стиль" (Style sapin) в Швейцарии.
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1869) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» .
"Ар нуво" 1890-1990-е годы. С исторической точки зрения – всего лишь мгновенье. Но именно этому краткому периоду мы обязаны удивительным и блестящим взлетом модерна. Нового художественного стиля, с легкой руки французов получившего элегантное название "ар нуво".
Мистический рубеж веков. Утонченная публика жаждет красоты во всех ее проявлениях. Как никогда обостряется интерес к оформлению интерьера. Европу захлестнула мощная волна “ар нуво”, из которой на свет божий явились диковинные существа – русалки, химеры, эльфы, растения, извивающиеся подобно водорослям. Новый мир фантастических образов – ожившие мифы и сказки. Символом модерна становиться волнистая, нервно изогнутая линия, названная "ударом бича" или "линией Орта". Архитекторы, такие как Орта, Макинтош, Гауди, Шехтель исповедующие “ар нуво”, великолепно чувствовали абстрактную выразительность материала, превращали интерьер в поле для эстетического эксперимента в надежде создать идеальную среду обитания. В слаженном ансамбле общего декора одну из главных партий исполняло дерево. Только голос его обрел более свежее звучание. Сгинули тяжеловесные золоченые рамы картин и зеркал. Дерево стало светлее и пластичнее, обрело выразительную чувственность.
в чем заключаются особенности стиля модерн
Моде́рн (от фр. moderne — современный) , ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») ,
подробнее...