усвоение в педагогической психологии



Автор Надежда Соловова задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи

понятийная система педагогической психологии и получил лучший ответ

Ответ от Mary Poppins[гуру]
1.Понятие обучения и воспитания
Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на поведение и личность ребенка.
Обучение – целенаправленная передача общественно-исторического (социокультурного) опыта предыдущих поколений индивиду.
Воспитание и обучение реализуются в педагогической деятельности совместно – воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая – одновременно воспитываем. В педагогической же психологии в аналитических целях они рассматриваются раздельно. Воспитание имеет своей целью сформировать у человека социально значимые ценностные ориентации, нормы поведения, морали, системы оценок и т. д.
Воспитание реализуется в основном через межличностное общение людей (через действия с духовной культурой).
Обучение имеет своей целью, главным образом, интеллектуальное и когнитивное развитие человека (развитие знаний, умений, навыков, способностей). Обучение реализуется через теоретическую и практическую деятельность (через действия с материальной культурой). Понятия «обучение» и «воспитание» включены в более широкое понятие «образование». Образование понимается как приобщение, вхождение человека в культуру, создание своей личности, образа «Я» по образу культуры (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственность, существующие в обществе). С понятием обучения в педагогической психологии тесно связан ряд других понятий: обучаемость, обученность, учение, научение, учебная деятельность, усвоение.
Обучаемость – способность индивида к присвоению транслируемого ему социокультурного опыта.
Обученность – результат процесса обучения. Сравним понятия «обучение» и «учение». В понятии «обучение» акцент делается на совместной деятельности, сотрудничестве обучающего и обучаемого.
2.Понятие учения и учебной деятельности
Учение рассматривается как особый вид познавательной деятельности субъекта, имеющий своей целью развитие способностей, приобретение знаний, умений, навыков. В понятии «учение» упор делается на собственную активность, деятельность, усилия обучаемого, подчеркивается активная роль субъекта.
Учение ведет к изменениям в психике и поведении субъекта, развитию. Иногда понятие «учение» употребляют как синоним понятия «учебная деятельность». Это понятие было введено в психологию Элькониным в конце 50-х и наполнено специфическим содержанием.
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию, в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе его контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Усвоением называются устойчивые изменения в психике и поведении, возникшие благодаря предшествующей познавательной деятельности субъекта. Т. о. усвоение возникает в процессе учения. Иногда отождествляют понятия учения и научения, а также понятия усвоения и научения. В последнем случае под научением подразумевают результат учения, приобретения знаний, умений, навыков. Усвоение рассматривают также как сложную интеллектуальную деятельность человека, включающую все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую переработку, сохранение знаний и применение их в новых ситуациях решения задач. Научение характеризуется как прогрессивное, поступательное количественное и качественное изменение усваиваемых человеком знаний, навыков и умений.

Ответ от Nighthawk sage[гуру]
Самое широкое понятие - учебная деятельность. Этим понятием мы обозначаем совместную деятельность учителя и деятельность учащегося. Как эквивалентное этому понятию используется термин учебный процесс.
Под термином усвоение понимается процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный. Такой переход всегда предполагает деятельность субъекта, усваивающего социальный опыт. Усвоение происходит в разных видах деятельности: в игре, труде, учении.
Учение - это деятельность ученика, включенного в учебный процесс. В этом случае процесс усвоения социального опыта специально организован представителем старшего поколения - учителем.
Учение имеет своей целью именно усвоение социального опыта. Усвоение, происходящее в процессе игры, труда, является как бы побочным продуктом, так как эти виды деятельности совершаются ради достижения других целей. Так, цель трудовой деятельности - получение определенного продукта труда (пищи, одежды и т. д.).
Деятельность учителя в учебном процессе называется обучением: ученик учится, а учитель обучает.
К числу основных понятий относится также термин формирование. Формирование - это деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником. И формирование, и обучение связаны с деятельностью учителя, но их содержание не совпадает.
Во-первых, понятие обучение более широкое, чем понятие формирование.
Во-вторых, когда говорят обучение, то имеют в виду или то, чему учит преподаватель (математике, языку), или то, кого учит: учащихся.
Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности.
Таким образом, учитель обучает (чему-то), формирует (что-то), а ученик учится (чему-то), усваивает (что-то).
Используется также термин научение. В зарубежной психологии он употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии его принято использовать применительно к животным. Аналог той деятельности, которую мы называем учением у человека, у животных называется научением. Мы обычно не говорим об усвоении у животных, а говорим о научении. У животных только два вида опыта: врожденный и индивидуально приобретенный. Последний есть результат научения.
Термин развитие связан с процессом усвоения.
Но под развитием понимают наличный уровень сложившегося, освоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте и т. д.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: понятийная система педагогической психологии
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*