ян ван эйк гентский алтарь
Автор I'll be better задал вопрос в разделе Другое
Что может быть общего у этих товарищей? Почему у них такие разные головные уборы? Расскажите интересно! и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
Ян ван Эйкм "Гентский алтарь"Освящён 6 мая 1432 года. Установлен в готическом соборе Святого Бавона.
ссылка
Гентский алтарь представляет собой большой деревянный складень. Алтарь состоит из 26 панелей, на которых были изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображен заказчик алтаря и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствует виду из окна в доме Вейдтов.
Внешняя сторона алтаряВ верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа
Над «Благовещением» по краям (в полукруглых нишах) изображены пророки Захария и Михей, а в центральной нише, разделенной рамой, — Эритрейская и Кумекая сивиллы. Все эти персонажи пророчествовали об изображенном событии — «Благовещении» .
Эритрейская Сивилла
Кумская Сивилла
Пророк Захария
Пророк Захария – в шапке-ушанке и шубе, одна сивилла в тюрбане, другая в кокошнике и в платье с меховыми рукавами. Одежда пророков у Ян ван Эйка не соответствует западноевропейской социально-культурной среде эпохи Возрождения. Очень сомнетельно, что на территории Голландии, Бельгии и Франции в ту эпоху была мода на шапки-ушанки у мужчин и кокошники у женщин. Можно заключить, что взгляд художника на библейских пророков - это не просто метафора "иных времен и пространств". Ян ван Эйк изображал пророков действительно такими, какими знал их не только он, но и те, кто это произведение созерцал вместе с автором. Мастер фактически спорит не со своей историей, а с нашей, то есть с той, которая " доступна
Изображение "северных" одежд на пророках неестественно Но относиться к произведению Яна ван Эйка "Гентский алтарь" нужно как к конкретному историческому документу. Одежда пророков свидетельствует о том, что древние обитатели Палестины не являются жителями той территории, к которой мы относим Палестину сегодня. Отсюда следует, что наше современное представление о библейской истории совершенно не верно.
Обращая внимание на творчество фламандского мастера, мы так или иначе приходим к выводу о некой провиденциальной особенности его произведений Получается, что необходимо пересматривать отношение ко многим событиям прошлого. Если принять во внимание, что пророки выглядят "слишком по-русски", мы можем соотнести древнюю историю еврейского народа с древней историей Руси. В таком ключе реальная история цивилизации разительно отличается от обычной, к которой мы привыкли.
Источник: ссылка ссылка
ЯН ВАН ЭЙК ГУБЕРТ ВАН ЭЙК ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ
«Поклонение мистическому агнцу»
Закончен в 1432
Собор Святого Бавона, Гент
В Средние века вселенная полностью отождествлялась с Богом, а изобразительным эквивалентом вселенной, небесной и земной, была символическая фигура Вседержителя в сочетании с абстракцией золотого сияния и форм идеальной сферы. В ХV в. происходит переосмысление этого понятия. Отныне «видимая реальность становится основой эстетического мышления и переживания. Все более подробно разработанный пейзаж — часть природы — может обозначать, вернее, представлять, земную вселенную, природу в целом... в этом смысле крупнейшее и сложнейшее произведение ван Эйка — Гентский алтарь — имеет значение новой эстетической программы и одновременно новой всеобъемлющей картины мира»
Специфика Ренессанса в концепции Гентского алтаря состоит в гармоничном сочетании абстрактной теологии символа (вселенная/Бог) и реалистичной конкретики материального мира (вселенная/пейзаж). Их слияние произошло на основе религиозно-философских представлений пантеизма, согласно которым «Бог, который един, пребывает в единой вселенной; вселенная пребывает в универсальной совокупности вещей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что Бог… существует в единой вселенной… пребывает во всех вещах
В сложенном виде алтарь представляет земной путь Христа: в тимпанах изображены ветхозаветные сивиллы и пророки, предсказавшие пришествие мессии. Ниже — Благовещение, сам момент нисхождения божественного в земную плоть. Еще ниже по центру — два Иоанна: патрон церкви, Иоанн Креститель, с жертвенным агнцем на руках, он же «свидетель Господа» , свидетель крещения, и Иоанн Богослов — святой капеллы, в которой стоял алтарь, он же автор «Откровения» , которому было явлено видение с жертвоприношением агнца.
По бокам от статуй святых — те, ради которых была принесена жертва, представители рода человеческого, коленопреклоненные донаторы Иодокус Вейт и его супруга Изабелла Борлют.
В развернутом виде алтарь являет апокалиптическое видение — «Христос-агнец объединяется с Богом Отцом, Святым Духом, Богоматерью, ангелами, святыми и праведниками после Страшного суда, когда преображенное человечество и преображенная земля пребывают в мире и вечном блаженстве»
Будничный вид алтаря воздействует на зрителя строгой упорядоченностью пространственной структуры как проявления божественного закона. Новым здесь является то, что Бог обозначает себя через абсолютно пустое, но реальное пространство в центре полиптиха — пустота комнаты между ангелом и Марией обостренно переживается как божественное присутствие. Категории божественного и пространственного соединяются на основе центральной перспективы с ее бесконечностью и упорядоченностью.
Все персонажи священной истории, пребывающие в подчеркнуто будничном земном мире с обозначением современных художнику реалий, выделены сакральностью белого цвета. В сцене Благовещения цвет маркирует небесное происхождение божьего посланца и чистоту Девы, а в нижнем регистре становится знаком двух Иоаннов, пребывающих в двух измерениях одновременно — в священной истории как действующие лица и в эстетической сфере искусства как статуи. Этот момент, когда священное начинает существовать через эстетическое, является уже чисто ренессансным феноменом.
В развернутом виде алтарь ослепляет красотой красочных соцветий. Именно цвет, насыщенный божественным внутренним светом, преображает материю земного мира и превращает его в рай.
Кто такой Ван Эйк?
Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390—1441) — фламандский живописец раннего
подробнее...
Примеры картин эпохи раннего высокого и северного возрождения. Помогите плиз!
«Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Сандро Боттичелли, "Мона Лиза" Леонардо да Винчи,
подробнее...
Почему Гентский алтарь Яна Ван Эйка считается образцом ренессанской живописи?
Да наверное из-за масштабов, очень эпическое произведение, хотя я никогда не слышал, что это прям
подробнее...
В какой стране и когда были изобретены масляные краски? Кто из художников воспользовался ими впервые?
Изобретение масляной живописи обычно приписывается Яну ван Эйку - живописцу, работавшему в XV
подробнее...
Где находится, что собой представляет и чем уникален Гентский алтарь?
Гентский алтарь создан по заказу Йодока Вейдта (Joos Vijdt) для своей семейной капеллы Иоанна
подробнее...
Гентский алтарь.. это книга.. . очем?
Ван Эйк
Ян
(1390/1400-1441)
Выдающийся мастер раннего нидерландского
подробнее...
что такое полиптих?
Полиптих (от греч. polэptychos - состоящий из многих складок или дощечек) , 1) многостворчатый
подробнее...