Веронезе пир в доме левия
Автор Ironie задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Откуда собачка? ) Расскажите интересную историю, пожалуйста!) и получил лучший ответ
Ответ от БеЛаЯ ВоРоНа[гуру]
Веронезе Паоло, Пир в доме Левия, 1573, Холст, масло. 555 x 1280 см, Галерея Академии, Венеция
Паоло Веронезе в 1573 г. написал для доминиканского монастыря в Венеции картину «Тайная вечеря». Но монахи категорически отказались принимать эту картину, утверждая что это кощунственное произведение искажает евангельский сюжет и больше напоминает пир венецианских патрициев.
«…Свою «Тайную вечерю» - самое грандиозное из пиршеств (высота картины 5,5 метра и ширина около 13 метров) – Веронезе написал в 1573 году для рефлектория монастыря святых Иоанна и Павла взамен сгоревшей за два года до того «Тайной вечери» Тициана.
Во всех «пирах» Веронезе присутствует явный оттенок триумфа, почти апофеоза. Они проявляются и в праздничной атмосфере этих картин, и в их величавом размахе, проступают они и во всех деталях – будь то поза Христа или жесты, с которыми участники трапез поднимают чаши с вином. В этом триумфе немалую роль играет и евхаристическая символика – ягнёнок на блюде, хлеб, вино…
Картина «Тайная вечеря» изображала Христа и его учеников на пиру у мытаря (сборщика податей) Левия, и ни в одном произведении Веронезе до этого архитектура не занимала такого места, как в этой картине. Исчезла и сдержанность, которая была на полотне «Брак в Кане Галилейской»: здесь гости ведут себя шумно и вольно, вступают между собой в споры и пререкания, чересчур резки и свободны их жесты.
В то время художники стремились в пределах религиозных сюжетов отображать окружающую их действительность, а в образах святых — своих современников. И Веронезе населяет композицию персонажами, имеющими весьма приблизительное отношение к церковной теме. Он рисует «слугу, у которого случайно пошла носом кровь», «шутов, пьяниц, вооруженных немцев, карликов...».
Как повествует евангельский текст, Левий пригласил к себе на пир и других мытарей, и Веронезе пишет их жадные, порой отталкивающие физиономии. Здесь же расположились грубые воины, расторопные слуги, шуты и карлики. Мало привлекательны и другие персонажи, которые выдвинуты на первый план у колонн. Справа расположился толстяк – виночерпий с оплывшим лицом, слева – распорядитель-мажордом. Его закинутая назад голова, размашистые жесты, не совсем твёрдая походка свидетельствуют о том, что он явно отдал напиткам немалую дань.
Неудивительно, что католическая церковь усмотрела в столь вольной трактовке евангельского текста дискредитацию священного сюжета, и Веронезе вызвали в трибунал инквизиции. В результате за эту картину Веронезе пришлось предстать пред судом инквизиции, который обязал художника в течение трех месяцев исправить картину. Но Веронезе не стал переписывать картину, он просто поменял ее название.
«…члены трибунала инквизиции «18 дня, июля месяца 1573 года, в субботу постановили, чтобы Паоло Веронезе наилучшим образом исправил свою картину, убрав из неё шутов, оружие, карликов, слугу с разбитым носом – всё то, что не находится в соответствии с истинным благочестием». Но когда Веронезе, пошатываясь, выходил с заседания трибуна, он уже знал, что ни при каких обстоятельствах не согласится выполнить эти требования…И улучшил картину весьма своеобразно: он изменил название, и «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия». Больше претензий ни у кого не было.
http://www.christianart.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=73&Itemid=77
http://www-2005.rsu.edu.ru/chairs/cult/hist_art/Pictures/Pict_16_34.html
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=20782&ob_no=20798
http://www.iskusstwo.ru/news/html/28.html
Веронезе Паоло, Пир в доме Левия, 1573, Холст, масло. 555 x 1280 см, Галерея Академии, Венеция