ветви ислама



Ислам ветви

Автор Дима Новиков задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

Какие разновидности (ветви) ИСЛАМА вы знаете? В чем их отличие? и получил лучший ответ

Ответ от Sonata76[гуру]
Подавляющее большинство мусульман относятся к суннитам, шиизм исповедует около 10% мусульман. Религиозная практика суннитов и шиитов во многом совпадает, но есть несколько различий.
После смерти пророка Мухамеда и его ближайших родственников, образовалось два религиозные направления, спорящие по поводу преемственности власти.
Шииты (араб. шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в "семье Пророка", считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в "семью Пророка", имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др. ) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти "семье Пророка" находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды "назаконостью" правления Омейядов, "узурпировавших" власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды - другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - "крайнее" и "умеренное". К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму - зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.
Шииты признают Коран Божественным откровением, но считают, что в нём во время усмановской редакции были упущены аяты, имеющие отношение к Али. Ими признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете самого Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Помимо Хаджа, шииты совершаю поломничество в некоторые из мест, связанных с именами шиитских имамов.
Сразу после смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али - имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Сунниты (араб. ахль ас-сунна - люди сунны) в отличие от шиитов не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.

Ответ от 20090114[гуру]
салафизм, шиизм, мюридизм и др.
ИСЛАМ не единая религия.. .
он разделился на различные направления, которые различаются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным школам.
Выделяются три основных направления:
1) ХАРИДЖИТЫ - отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф) ;
2) ШИИТЫ - признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада; 3) СУННИТЫ - согласующие решения о правителе с мнением "всей общины",
Философия и богословие ИСЛАМА разнообразны.
Основные философские направления ИСЛАМА
По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир) , выделяются три школы:
1) ХАРИДЖИТЫ - утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином;
2) МУРДЖИИТЫ - учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех;
3) МУТАЗИЛИТЫ- разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным".
По проблеме предопределения главенства Аллаха или свободы воли человека. .
1) ДЖАБАРИТЫ - отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха;
2) КАДАРИТЫ - опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий;
3) МУРДЖИИТЫ И МУТАЗИЛИТЫ - стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека.
По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают:
1)ЗАХИРИТЫ и ХАНБАЛИТЫ - требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой веры во все, о чем говорится в "небесной Книге";
2)МУАТТИЛИТЫ утверждавшие духовность Бога и отрицавшие Божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями;
3) СУФФИИ -, учившие мистическим путям Богопознания и слияния с Богом.
Богословие в ИСЛАМЕ - КАЛАМ,
философия - ФАЛСАФА.
Этапы в развитии КАЛАМА связаны со школами:
МУТАЗИЛИТОВ и АШАРИТОВ - стремящихся путем компромисса с догматиками-традиционалистами легализовать калам.
Развитию ФАЛСАФЫ - способствовали труды ал-Кинди, ар-Рази, ал-Фараби Ибн Сины, Ибн Рушда
В Средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа.
В Ортодоксальном исламе с 18 в. развивается движение
ВАХХАБИТОВ - отвергающее новшества, появившиеся в ИСЛАМЕ в процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Мухаммада и вернуться к мединскому прообразу.
В 19—20 вв. развиваются реформаторские, фундаменталистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях.
Есть ещё
АЛАВИТЫ и ДРУЗЫ. . но я про них ничего не знаю.

Ответ от Mihail Efros[мастер]
Сунниты
Суфизм
Шииты
Исмаилиты
Алавиты
Друзы
Хариджиты
Ваххабизм

Ответ от Владимир Побывавший[гуру]
Шииты и суниты.

Ответ от Анна[гуру]
эээ точно не помню сколько (сунниты, суфизм, шииты, исмаилиты, алавиты, друзы хариджиты, ваххабиты)

Ответ от Yasmin[гуру]
Сунниты и Шииты.. и все!.. все остальные течения находятся в рамках первой или второй ветвей..

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Какие разновидности (ветви) ИСЛАМА вы знаете? В чем их отличие?
Ислам на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ислам
Исламские течения на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Исламские течения
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*