Автор Valentina задал вопрос в разделе Образование
Где и когда впервые появились витражи ? и получил лучший ответ
Ответ от NS[гуру]
Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло) .
Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.
Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.
В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень) , появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.
Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным) .
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе п
Источник:
Cамой первой витражи стала использовать католическая церковь. Произошло это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно. Оно родилось в Египте, возможно, самой магической цивилизации. Тогда, правда, было непрозрачным - синим, желтым. Прозрачное же, бесцветное стекло появилось одновременно с христианством: это соты света, выход в иные пространства.
Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита) , которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Ну а самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техника закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации.
Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т. к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
В начале первого тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.
Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью не более нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным) .
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса, в общем, те же, что и сейчас и были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.
Процесс начинается с изготовления цветного стекла.
Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли
Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.
Витраж и мозаика
Витраж, точно так же как и мозаика, основным своим назначением в прошлом имел служение архитектуре. Он дополнял и пояснял язык ее образов. Так же, как и мозаика, витраж своим тематическим содержанием служил целям церковной и политической пропаганды; смягчал своими яркими красками суровый мрак готических храмов.
Наконец, аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Там и здесь это - цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном - прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж - проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает БЫСОКИМ коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом - главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и инымивидами живописи.
Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые мы наблюдаем в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.
Век витражного искусства в два-три раза короче века мозаического. Тем не менее исторические судьбы этих двух жанров монументальной живописи сходны между собой. И мозаика и витраж получили наибольшую распространенность в период средневековья и, достигнув апогея своего совершенства в эпоху Возрождения, стали быстро утрачивать значение как самостоятельные ветви прикладного искусства, составлявшего неотъемлемую часть архитектуры.
Начиная с XVII в. и мозаика и витраж откровенно становятся на путь копирования масляной живописи и постепенно уступают свое место гораздо менее сложной фресковой технике.
История витража
Познакомимся теперь с историей витражного искусства. Начнем с технологических вопросов. Вполне понятно, что развитие витража, точно так же как и мозаики, должно было идти в ногу с успехами стеклоделия.
Однако в мозаике требования к стеклу были очень скромными. Достаточно было иметь небольшие куски разноцветного непрозрачного стекла любой формы, раскалывая которые молотком, как это делалось с природными камнями, художник получал нужные ему кубики для набора картины. Варить цветное стекло в кусках небольшой величины люди научились очень давно, и стеклянная мозаика получила возможность широкого распространения еще в конце старой эры летосчисления.
Требования витража к стеклу
Требования витража к стеклу значительно более строгие. Во-первых, стекло должно быть прозрачным, а прозрачность была достигнута значительно позже. Во-вторых, нужно было иметь стекло в виде сравнительно тонких листов, что люди научились делать только в начале средних веков, да и то на первых порах еще очень неискусно: стекло получалось неодинаковым по толщине, с шероховатыми поверхностями и в листах очень небольшой величины.
Монах Теофил в своем известном труде, написанном в XII в. , дает довольно подробное описани
в западной европе в начале средневековья. использовались преимущественно для украшения католических базилик, каплиц и кастёлов.
Виды композиций?
Виды композиции Для дальнейшей практической работы выделим три вида композиции: фронтальную,
подробнее...
8. 13 век во Франции — золотой век витража. Что представлял собой французский витраж?
При необходимости еще более тонкой детализации витража и добавления светотени еще с Х века мастера
подробнее...
Как красят стекло для витражей?
Французское слово «витраж» (vitrage) происходит от латинского vitrum, что означает «стекло» . В
подробнее...
Что такое Витраж?
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного
подробнее...
Как появились витражи?
Говоря об истории возникновения витражей, стоит отметить: считается, что витражи возникли во время
подробнее...
В чём отличие современных витражей от старинных?
В современных домах витраж чаще всего используют с расчетом не столько на естественное, сколько на
подробнее...
Чем можно объяснить широкое применение витражей в готических соборах?
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра,
подробнее...
Где находится самый большой средневековый зАмок???
.#yaimg124146# Мальборк - древняя столица Тевтонского Ордена, самая большая Готическая крепость в
подробнее...
Для чего служат витражи в храмах (не считая красоты)? есть ли какая легенда связанная с храмовым витражом.
Вообще, витраж появился в те времена, когда получение листового стекла больших размеров было
подробнее...
идеал человека в эпоху классического Средневековья
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется
подробнее...
чем отличается готический витраж от витражей романской эпохи?
Романские витражи маленькие, так как в в романских постройках преобладают маленькие окна, в отличии
подробнее...
сообщение про живопись в средневековой культуре.
Живопись в средние века
Стены романских храмов были покрыты росписями, но они мало где
подробнее...