Автор Александр Парандайкин задал вопрос в разделе Музыка
история русской народной песни во поле береза стояла. итория и получил лучший ответ
Ответ от Џna BormaNN ( Великий Отказ )[гуру]
Материал из Википедии
Первые упоминания о песне относятся к концу XVIII века, хотя, вероятно, она датируется более ранним периодом.
По имеющимся сведениям, текст в первый раз был напечатан в 1790 году в сборнике Львова — Прача (Iwan Pratsch)[ (2-е изд. — 1806, 3-е изд. — 1815) .
Радищев в том же 1790 году упоминает её в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» :
«Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, ой люли, люли, люли, люди… » Хоровод молодых баб и девок; пляшут; подойдем поближе, — говорил я сам себе, развертывая найденные бумаги моего приятеля. Но я читал следующее. Не мог дойти до хоровода. Уши мои задернулись печалию, и радостный глас нехитростного веселия до сердца моего не проник. О мой друг! Где бы ты ни был, внемли и суди » .
В 1797-98 году появляется в новом сборнике (Герстенберг и Дитмар — Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и прочих песен для фортепиано, собранных издателями. Санктпетербург, у Герстенберга и Дитмара, ч. 1-3, 1797—1798). Из воспоминаний современников известно, что Пушкин любил петь песню «про белую берёзу» .
.
Существуют переложения этой мелодии для гитары А. О. Сихры, вариации для скрипки И. А. Хандошкина, песенные и хоровые аранжировки А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева и других композиторов.
Музыкальную тему использовал и Пётр Ильич Чайковский (Симфония № 4, Ор. 36, фа минор (IV часть) ) и Михаил Глинка («Тарантелла» — на тему песни «Во поле березонька стояла» , a-moll, 1843).
Дмитрий Шостакович в неоконченной опере «Большая молния» и Альфред Шнитке в опере «Жизнь с идиотом» (по рассказу В. Ерофеева) трактуют эту музыку в саркастическом, гротескном духе.
Шнитке указывает на особенное, демоническое настроение, которое он ощущает в этой мелодии: «…для русского [более интересна в произведении композитора] — жестокая драма абсурда, разворачивающаяся перед глазами со всем своим нецензурным блеском. Но в любом случае налицо картина сатанинского разгула зла, вечного по природе, но убийственно агрессивного именно на родине песенки Во поле береза стояла, которую еще Чайковский не смог сделать до конца позитивным символом в музыке… » .
Использована в фильме «А зори здесь тихие». Из современных аранжировок: Protsifer, для проекта «Соль» — инструментальная версия Papamobile.
.
Источник: योनि